Интенсификация производства меда

А.Малаю. Перевод с румынского. Бухарест - 1976

 

Интенсификация производства меда

Содержание

Предисловие к русскому изданию

I. Пути увеличения производства меда

II. Рациональное кормление пчел — решающий фактор повышения их продуктивности

Энергетическое питание. Потребность пчел в энергии

Источники энергетических питательных веществ

Другие источники энергетического питания пчел

Превращение нектара в мед

Потребность пчелиной семьи в энергетическом питании

Дача сахара в качестве энергетического корма пчел

Подготовка и дача сахара

Добавление кислот при кормлении пчел сахаром

Расположение запасов энергетического корма в гнезде пчел

Потребность пчел в протеине

Обмен белков в организме пчелы

Использование протеина пчелами. Рост и развитие расплода

Завершение развития молодых пчел

Секреторная активность желез

Биологическое состояние организма пчелы

Кормление матки и ее активность

Соотношение между потреблением углеводов и содержанием протеина

Обеспечение пчел протеином

Пыльца

Источники пыльцы для пчел

Биологическое значение пыльцы

Собирание, консервирование и хранение пыльцы пчелами

Создание запасов пыльцы

Заменители пыльцы

Переваримость заменителей пыльцы

Содержание протеина в смесях, содержащих заменители

Привлекательность заменителей пыльцы

Целесообразность использования заменителей пыльцы

Способ скармливания заменителей пыльцы

Потребность пчел в витаминах. Значение витаминов

Роль витаминов в организме пчелы

Источники витаминов для пчел

Другие питательные вещества

Кормление пчел и технология пчеловодства

Стимуляция развития пчел с помощью подкормок для достижения производства большого количества меда

Способы подкормок

Кормление сахаром и сохранение качества меда

III. Получение продуктов пчеловодства начинается с выращивания расплода

Значение интенсивного выращивания расплода в течение всего года

Значение выращивания расплода зимой

Значение интенсивного выращивания пчел весной

Значение выращивания расплода во время медосбора

Способы интенсификации выращивания расплода

Интенсификация производства расплода в период выращивания пчел для зимовки

Интенсификация выращивания расплода в течение зимы

Интенсификация выращивания расплода весной

Выращивание расплода в условиях медосбора

Интенсификация выращивания расплода путем использования вспомогательных семей

IV. Повышение производства меда путем эффективного использования продуктивного потенциала пчелиных семей

Обеспечение источников нектара

Составление графика на сезон

Обеспечение необходимых запасов нектара

Обеспечение взятка путем использования пади

Когда начинается падевый взяток

Некоторые мероприятия при сборе пади

Возможности кочевого пчеловодства

Мероприятия по эффективному использованию медосбора

Работа пчел во время медосбора

Сила семьи и использование взятка

Обеспечение необходимой численности пчел-сборщиц

Соединение основных семей на время главного взятка

Образование сборной семьи

Ограничение яйценоскости матки пчеловодом

Сохранение активного состояния пчелиных семей

Устранение отрицательных последствий роения путем перевода части пчел в положение роя

Обеспечение пространства для складывания меда

Использование вспомогательных семей для увеличения производства меда

Необходимость использования вспомогательных семей

Способ подсиливания основных семей вспомогательными

Формирование вспомогательных семей

Участие вспомогательных семей в использовании медосбора в активный сезон

Заключение

 

 Литература

 Карта сайта

Интенсификация выращивания расплода весной

С наступлением первых теплых весенних дней пчеловод более чем когда-либо мечтает о большом количестве меда, которое он соберет в предстоящий сезон.

Пчеловод, однако, не должен забывать положение, о котором мы так часто напоминаем и которое заключается в том, что высокую продуктивность могут обеспечить только очень сильные семьи пчел.

Подготовка сильных пчелиных семей к началу главного взятка начинается еще с подготовки семьи к зимовке.

Весна — период, когда определяется темп развития пчелиных семей на весь сезон.

Опираясь на семьи, состоящие из большого числа пчел, имеющие достаточные запасы корма и молодых плодовитых маток, пчеловод имеет возможность использовать весной природный импульс развития путем его стимуляции и интенсификации с помощью некоторых приемов. Эти приемы в основном связаны с ликвидацией последствий зимовки, соответствующим кормлением и непрерывным предоставлением матке свободного пространства для откладки яиц.

а. Проведение очистительного облета. После зимовки задняя часть кишечника пчел полна непереваренными остатками корма, накопившимися в течение зимы. Переработка большого количества корма, необходимого для выращивания расплода, возможна только после освобождения организма пчелы от этих остатков, которое происходит при очистительных облетах. Об этом прежде всего должен позаботиться пчеловод с наступлением весны.

Необходимо побуждать семьи совершать очистительные облеты столько раз, сколько раз температура поднимается выше +12С, когда бы это ни происходило. Такие случаи могут быть даже в солнечные дни января. Однако такая температура обычно наблюдается в последних числах февраля, в первых числах марта. В эти дни по мере того, как пчелы начинают чувствовать солнечное тепло, они выходят для полета с каждым днем все больше, пока полеты не станут массовыми.

Этот момент можно считать переходным от зимовки к началу весенней активности. Для ускорения наступления облета пчеловод должен воздействовать на пчел доступными ему средствами.

б. Кормление. Если пчелы были хорошо подготовлены к зимовке, то в гнезде имеются достаточные запасы меда. Интенсификация деятельности пчел и выращивание вследствие этого большего количества расплода достигаются, как уже показано выше, путем принуждения пчел потреблять больше корма.

Использование раннего весеннего медосбора. Безусловно, сбор нектара в природе — самое эффективное средство ускорения развития семьи. Поэтому рекомендуется использовать местные растения, заросли ивовые, сады, рапс и любой другой источник нектара и пыльцы в зоне пасеки. Размещение пасеки осенью в таких местах устраняет необходимость перевозки ульев весной. Такие растения могут обеспечить ранний медосбор для поддержания и развития слабых семей, а также и для производства товарного меда сильными семьями.

Стимулирующее кормление проводится в периоды и в случаях, когда в природе нет поддерживающего медосбора, независимо от количества меда в улье.

Начинают его еще зимой дачей лепешек из протеиновых кормов, затем из сахарного шербета. При потеплении, когда становится возможным осмотр гнезд, стимулирующее кормление можно проводить путем распечатывания сотов или дачей сиропа.

Протеиновое кормление. Выращивание больших количеств расплода, как известно, невозможно без обилия белковых кормов. Запас перги, имевшийся в гнезде, большей частью или полностью будет израсходован к весне.

Запасы белка, отложенные в жировом теле пчел, также будут исчерпаны к этому времени. В таком случае при отсутствии поступления пыльцы в улей, либо вследствие того, что ее еще нет в природе, либо вследствие неблагоприятных условий, удовлетворительное питание пчел может быть обеспечено путем дачи пчелам белковых кормов из запасов пасеки.

Дачу пыльцы или ее заменителей начинают еще зимой. По мере интенсификации выращивания расплода увеличивают дачу корм:, так, что как только одна лепешка будет скормлена, немедленно дают другую.

Рекомендуется продолжать кормление пыльцой или ее заменителями до тех пор, пока пчелы продолжают ее потреблять.

Обеспечение водой. Потребность пчел в воде возрастает весной вследствие выращивания расплода. Поэтому, когда пчелы совершили общий очистительный облет, на пасеке устанавливают поилку в хорошо освещенном солнцем месте. Целесообразно в это время добавлять поваренную соль из расчета 5 г на 1 л воды.

в. Обеспечение условий для выращивания расплода. Под условиями для выращивания расплода понимается соответствующая температура и достаточное число ячеек для откладки яиц.

Обеспечение этих условий для развития семей в горизонтальных и вертикальных ульях с магазином достигается путем сокращения, а затем расширения гнезд.

Сокращение гнезда (рис. 12) проводится таким образом, чтобы в нем остались только соты, полностью покрытые пчелами. Гнездо размещают у стенки, нагреваемой солнцем, а от остальных сотов отделяют диафрагмой. Сокращение гнезда ведет к распространению теплой зоны также и вниз сотов, что обеспечивает необходимые условия для отложения яиц маткой. Сокращают гнезда обычно у слабых семей; сильные семьи хорошо развиваются и без этого мероприятия.

Ограничение гнезда

Рис. 12. Ограничение гнезда.


В нормальных семьях вскоре после наступления весны соты в гнезде заняты расплодом, поэтому для откладки яиц и выращивания расплода необходимо подставлять новые соты, особенно если есть взяток и можно накопить большое количество нектара и пыльцы.

Расширение гнезда у семей, находящихся в горизонтальных и вертикальных ульях, проводят до того, как будет занято все пространство для выращивания расплода. Расширение проводится путем подстановки в гнездо рядом с крайними сотами с расплодом (рис. 13, а). Подставленные соты должны быть правильно отстроенными, без трутневых ячеек. Лучше использовать соты, в которых уже было выращено несколько поколений расплода, таккак они отличаются лучшими тепловыми качествами. Целесообразно эти соты обрызгать сиропом, тогда пчелы быстрее их осваивают.

Рис. 13. Расширение гнезда:
а — подстановка рамок суши; б — "разделение гнезда"; 1 — расплод; 2 — гнезда.


Когда установилась хорошая погода, расширение гнезд осуществляют путем их деления, то есть подставкой новых сотов между сотами с расплодом (рис. 13, б).

При хорошем взятке с ивы, садов и т. д. подставляют соты сбоку гнезда для складывания нектара.

В двухкорпусных ульях семьи обычно зимуют в одном корпусе. По мере развития семьи весной гнездо расширяют так же, как и в ульях-лежаках. Когда пчелы станут обсиживать все 12 рамок, а расплод займет 7—8 рамок, дальнейшее расширение достигается постановкой второго корпуса (рис. 14).

Рис. 14. Обеспечение необходимого пространства для развития семьи:
а — положение до постановки второго корпуса; б — положение после постановки второго корпуса; 1 — мед; 2 — расплод.


Во второй корпус переносят из нижнего три сота с расплодом всех возрастов, вместо которых ставят соответствующее число рамок суши. В верхний корпус кроме трех сотов с расплодом ставят 1—2 рамки суши (одна из них может быть с искусственной вощиной), а также 1—2 сота с запасом корма. Поскольку при постановке второго корпуса объем улья удвоился, для того чтобы не изменился температурный режим и не замедлился темп развития семьи, пространство, оставшееся не занятым сотами, заполняют утеплительными подушками, В дальнейшем для расширения объема гнезда подставляют рамки с сушью и искусственной вощиной в оба корпуса.

Обеспечение пространства для развития в многокорпусных ульях. В начале зимовки гнездо семьи пчел расположено в нижнем корпусе (рис. 15, а).

 Рис. 15. Обеспечение пространства для выращивания расплода:
а — в начале зимовки; б — весной; в, г — перемещение корпусов (1 и 2 корпусов). 1 — запасы меда; 2 — расплод; 3 — зимний клуб; 4 — пустые соты.


По мере расходования корма зимний клуб перемещается в направлении верхнего корпуса, так что весной гнездо семьи занимает верхний корпус на большем или меньшем расстоянии от верхних брусков рамок в зависимости от оставшихся запасов корма (рис. 15, б).

Таким образом, на первом этапе развития имеется достаточно места и тепла для выращивания расплода. В верхнем корпусе будет теплее благодаря тому, что нагретый воздух поднимается вверх. Вследствие кормления пыльцой и сиропом зона выращивания расплода распространится и займет большинство сотов этого корпуса (рис. 15, в).

До 1 марта (возможно, раньше или позже, в зависимости от силы семьи) в верхнем корпусе будет 7—8 сотов с расплодом, а у сильных семей расплод появится и в нижнем корпусе.

Матка медленно и с трудом переходит в нижний корпус для откладки яиц. Для ускорения этого процесса пчеловод должен поменять местами корпуса. Верхний корпус следует переставить вниз, в основание улья, а нижний корпус — вверх (рис. 15, г). Теперь в верхнем корпусе окажется большое количество сотов с пустыми ячейками. Воздух, поднимаясь в верхний корпус, будет нагреваться, проходя между сотами с расплодом и пчелами нижнего корпуса. С другой стороны, пчелы-сборщицы будут продолжать доставлять нектар и пыльцу прежде всего в верхний корпус. Матка сразу же после обмена корпусов местами поднимется в верхний корпус, где найдет пустые соты и благоприятные условия для откладки яиц.

Считается, что в зависимости от силы семьи в течение 10 дней в верхнем корпусе могут быть заполнены расплодом около 8 сотов. За это время в нижнем корпусе большая часть расплода выйдет из ячеек и освободит их. Поэтому необходимо вторично поменять местами корпуса, после чего верхний корпус с расплодом окажется внизу, а корпус с пустыми сотами — сверху. Эту операцию перемены корпусов можно повторять через каждые 10—14 дней до начала раннего медосбора. Для слабых семей период между сменой корпусов может достигать 15—20 дней. Однако в последнем случае вначале сокращают гнездо, то есть приводят его объем в соответствие с силой семьи, помещая соты посредине корпуса или с краю. С боков такие гнезда можно ограничить с помощью вертикальных диафрагм.

Перемена корпусов применяется и в дальнейшем, в межвзяточные периоды, а также в период осеннего наращивания пчел. Прекращают эту операцию к моменту осенней сборки гнезд на зиму.

Высокая эффективность перемещения корпусов с целью ускорения темпов развития семьи — преимущество многокорпусных ульев, которое не идет ни в какое сравнение с приемами расширения гнезда рамка за рамкой, применяемых в остальных типах ульев.

 

 

Учебник пчеловода

 

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

 

Учебник пчеловода

Вы смотрели страницу - Интенсификация выращивания расплода
                                     весной

Следующая страница  - Выращивание расплода в условиях медосбора

Предыдущая страница  Интенсификация выращивания расплода
                                     в течение зимы

Вернуться
к началу страницы        
Интенсификация выращивания расплода весной

 

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири