Биология медоносной пчелы

Учебники для техникумов. Зоотехния. М., ВО «Агропромиздат», 1991.

 

Карта сайта

Биология медоносной пчелы

Предисловие

Введение

Систематическое положение медоносной пчелы

История развития научных знаний о пчеле

РАЗДЕЛ I.

МОРФОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 1.

Внешнее строение

Головной отдел

Грудной отдел

Брюшной отдел

- Яд пчелы

Наружные покровы

- Кутикула

Лабораторная работа № 1

Контрольные вопросы

Глава 2.

Органы движения

Ножки

- Функции ножек

- Формирование обножки

Крылья

Лабораторная работа № 2

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ II.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 3.

Пищеварительная система

Органы пищеварения

- Отделы пищеварительного канала

- Железы, принимающие участие в процессах пищеварения

Корма, переработка кормов, пищеварение

- Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

- Пищеварение

Лабораторная работа № 3

Контрольные вопросы

Глава 4

Кровеносная и выделительная системы

Кровеносная система

- Строение и работа сердца

- Циркуляция гемолимфы

- Местные пульсирующие органы

- Гемолимфа

Выделительная система

Лабораторная работа №4

Контрольные вопросы

Глава 5.

Дыхательная система

Строение дыхательной системы

Процесс дыхания

Лабораторная работа № 5

Контрольные вопросы

Глава 6.

Органы размножения

Половая система трутня

Сперматогенез

Половая система матки

Половая система рабочей пчелы

Оогенез

Оплодотворение яиц и откладка их маткой

Процесс спаривания

Лабораторная работа №6

Контрольные вопросы

Глава 7.

Рост и развитие особей пчелиной семьи

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

- Стадия личинки

- Стадия предкуколки

- Стадия куколки

- Стадия имаго

- Обмен веществ в постэмбриональный период

Особенности развития матки

Особенности развития трутня

Лабораторная работа №7

Контрольные вопросы

Глава 8.

Нервная система

Строение нервной системы

Рефлекторная деятельность пчел

- Рефлексы

- Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел

Лабораторная работа № 8

Контрольные вопросы

Глава 9.

Органы чувств

Органы зрения

- Сложные глаза

- Простые глаза

- Восприятие пчелой предметов

Органы хеморецепции

- Органы обоняния

- Органы вкуса

- Органы восприятия температуры, влажности и СО2

Органы механорецепции

- Органы осязания

- Органы слуха

Ориентирование пчел в пространстве

Лабораторная работа № 9

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ III.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Глава 10.

Происхождение общественного образа жизни у пчел

Контрольные вопросы

Глава 11.

Семья пчел и ее гнездо

Состав пчелиной семьи

- Матка

- Рабочие пчелы

- Трутни

Гнездо пчел

Практическое занятие № 1

Контрольные вопросы

Глава 12.

Формы взаимосвязей в пчелиной семье

Феромоны

Пищевые контакты

Сигнальные движения

Ориентирование по аромату нектара, запахам

Разделение труда

Практическое занятие № 2

Контрольные вопросы

Глава 13.

Микроклимат в гнезде пчел

Температурный режим

Влажность воздуха

Контрольные вопросы

Глава 14.

Восковыделение. Строительная деятельность пчел

Восковыделительные железы

Строительство сотов

Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел

- Восковыделение и медосбор

- Восковыделение и сила семьи

- Восковыделение и выращивание расплода

- Влияние матки на выделение воска

- Зависимость восковыделения от наличия свободного пространства в гнезде

- Затраты кормов на выделение воска

Старение сотов

Лабораторная работа № 10

Практическое занятие № 3

Контрольные вопросы

Глава 15.

Рост пчелиной семьи

I период - смена перезимовавших пчел

II период - период интенсивного роста

III период - накопление молодых пчел

Практическое занятие № 4

Контрольные вопросы

Глава 16.

Использование медосбора. Опыление растений пчелами

Летная деятельность пчел

Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара

Факторы, влияющие на продуктивность семьи

- Сила семьи

- Возрастной состав семьи

- Матка и расплод

- Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

- Размещение пчелиных семей на период медосбора

- Роение

Опыление сельскохозяйственных культур

- Роль пчел в опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур

- Приспособления в цветковых растениях для перекрестного опыления

- Взаимосвязь между ритмикой выделения растениями нектара и пыльцы и временем посещения их насекомыми

Медоносная пчела и окружающая среда

Практическое занятие № 5

Контрольные вопросы

Глава 17.

Роение

Признаки подготовки семьи к роению

Выход роя

Факторы, влияющие на появление роевого состояния

Практическое занятие № 6

Контрольные вопросы

Глава 18.

Зимовка пчел

Подготовка пчел к зимовке

Физиологические особенности пчел, идущих в зиму

Формирование зимнего клуба

- Структура зимнего клуба

- Температурный, влажностный, газовый режим зимнего клуба

Значение качества кормов для нормальной зимовки

Зимостойкость пчел

Возобновление активности пчел к концу зимовки

Практическое занятие № 7

Контрольные вопросы

Литература

Практическое занятие № 7

Цель занятия. Провести наблюдения за подготовкой пчел семьи к зимовке. Оценить качество кормовых запасов на зимний период.

Необходимое оборудование и материалы. Пчелиные семьи, инвентарь, необходимый для осмотра семей, пружинные весы, походная лаборатория для определения пади в меде, вода, негашеная известь, аптечные весы, спиртовка, различные меды.

Методика проведения занятия. Занятие проводят на пасеке и в лаборатории.

Учащиеся осматривают гнезда пчелиных семей, определяя их силу, количество расплода и корма, оставленного на зимний период. Отмечают отсутствие трутней в семьях. Для определения количества корма каждый сот взвешивают на пружинных весах. Из общей массы вычитают массу самого сота и определяют массу меда в каждом соте. Данные заносят в тетрадь. Кроме того, в тетрадях зарисовывают порядок размещения сотов с кормом в гнезде семьи пчел и место размещения зимнего ложа.

От пчелиных семей отбирают мед (понемногу с разных сотов) в небольшие баночки. На каждой баночке указывают номер пчелиной семьи, из которой взята проба.

Учащиеся переходят в пасечную лабораторию. Им раздают пробы медов: цветочного, пади и меда с примесью пади. Они определяют и записывают цвет, тягучесть, прозрачность, консистенцию каждого образца.

Затем определяют простейшими методами наличие пади в отобранном из семьи меде.

Наиболее распространен метод обнаружения пади в меде по реакции с гидроксидом кальция (известковой водой). Для этого стеклянную банку наполовину заполняют негашеной известью и доверху заливают дистиллированной водой. Смесь тщательно размешивают и дают ей отстояться. В верхней части банки образуется прозрачная жидкость (известковая вода), которую осторожно сливают в другую банку.

Для проверки меда на падь в пробирку кладут 2 г исследуемого меда, добавляют дистиллированную воду и тщательно перемешивают. Затем приливают равный объем известковой воды, хорошо взбалтывают и нагревают пробирку с жидкостью до кипения. Если в меде имеется примесь пади, то в результате реакции образуется хлопьевидный осадок. Чем больше в корме имеется пади, тем больше будет осадка.

Наиболее точным и простым методом определения пади в меде, которым пользуются пчеловоды в условиях пасеки, является реакция уксуснокислого свинца. Данным методом можно установить не только наличие пади, но и определить ее процент в меде. Для проведения анализов пользуются походной лабораторией (рис. 63).

Походная лаборатория для определения пади в меде

Рис. 63. Походная лаборатория для определения пади в меде:

1 - ящик; 2 - флакон с дистиллированной водой; 3 - флакон с растворимым в воде уксуснокислым свинцом; 4 - флакон с кристаллическим уксуснокислым свинцом; 5 - компаратор с четырьмя пробирками (одна из которых служит эталоном); 6 - фарфоровая чашечка для отбора проб меда; 7 - пипетка для воды; 8 - пипетка для реактива
 

Исследуемый мед стеклянной палочкой переносят в мерную пробирку до нижней отметки, что соответствует объему 0,2 см3. Затем пипеткой в эту же мерную пробирку добавляют воду точно до второй метки. Содержимое пробирки тщательно перемешивают и переливают в большую пробирку. Остатки меда в мерной пробирке смывают еще таким же количеством воды и снова сливают в ту же большую пробирку.

В приготовленный раствор исследуемого меда прибавляют маленькой пипеткой две капли раствора уксуснокислого свинца. После энергичного взбалтывания (чтобы разбить образовавшиеся хлопья) пробирку вставляют в компаратор рядом с пробиркой-эталоном и сравнивают их прозрачность. Если исследуемый мед содержит падь, то через пробирку с раствором этого меда предметы плохо видны вследствие образовавшейся в ней мути.

При добавлении в эту пробирку дистиллированной воды по каплям мутность постепенно ослабевает и прозрачность раствора выравнивается. Подсчитывают количество капель, пошедших на ослабление мутности раствора. Результаты подсчетов записывают в тетрадь и делают выводы о пригодности меда для зимовки.

Если количество прибавленных капель воды не превышает 10, то такой мед считается пригодным для зимовки пчел. Мед считается падевым и непригодным для зимовки пчел, если количество добавленных капель воды превышает 60. При количестве капель от 11 до 60 — мед можно использовать для зимовки, вместе с тем целесообразно часть такого меда заменить сахаром.
 

Учебник пчеловода

 

Учебник пчеловода

Вы смотрели страницу - Практическое занятие № 7

Следующая страница  - Контрольные вопросы к главе 18

Предыдущая страница - Возобновление активности пчел к концу зимовки

Вернуться к началу страницы Практическое занятие № 7

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 

 

.        
85d9136f