Биология медоносной пчелы

Учебники для техникумов. Зоотехния. М., ВО «Агропромиздат», 1991.

 

Карта сайта

Биология медоносной пчелы

Предисловие

Введение

Систематическое положение медоносной пчелы

История развития научных знаний о пчеле

РАЗДЕЛ I.

МОРФОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 1.

Внешнее строение

Головной отдел

Грудной отдел

Брюшной отдел

- Яд пчелы

Наружные покровы

- Кутикула

Лабораторная работа № 1

Контрольные вопросы

Глава 2.

Органы движения

Ножки

- Функции ножек

- Формирование обножки

Крылья

Лабораторная работа № 2

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ II.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 3.

Пищеварительная система

Органы пищеварения

- Отделы пищеварительного канала

- Железы, принимающие участие в процессах пищеварения

Корма, переработка кормов, пищеварение

- Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

- Пищеварение

Лабораторная работа № 3

Контрольные вопросы

Глава 4

Кровеносная и выделительная системы

Кровеносная система

- Строение и работа сердца

- Циркуляция гемолимфы

- Местные пульсирующие органы

- Гемолимфа

Выделительная система

Лабораторная работа №4

Контрольные вопросы

Глава 5.

Дыхательная система

Строение дыхательной системы

Процесс дыхания

Лабораторная работа № 5

Контрольные вопросы

Глава 6.

Органы размножения

Половая система трутня

Сперматогенез

Половая система матки

Половая система рабочей пчелы

Оогенез

Оплодотворение яиц и откладка их маткой

Процесс спаривания

Лабораторная работа №6

Контрольные вопросы

Глава 7.

Рост и развитие особей пчелиной семьи

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

- Стадия личинки

- Стадия предкуколки

- Стадия куколки

- Стадия имаго

- Обмен веществ в постэмбриональный период

Особенности развития матки

Особенности развития трутня

Лабораторная работа №7

Контрольные вопросы

Глава 8.

Нервная система

Строение нервной системы

Рефлекторная деятельность пчел

- Рефлексы

- Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел

Лабораторная работа № 8

Контрольные вопросы

Глава 9.

Органы чувств

Органы зрения

- Сложные глаза

- Простые глаза

- Восприятие пчелой предметов

Органы хеморецепции

- Органы обоняния

- Органы вкуса

- Органы восприятия температуры, влажности и СО2

Органы механорецепции

- Органы осязания

- Органы слуха

Ориентирование пчел в пространстве

Лабораторная работа № 9

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ III.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Глава 10.

Происхождение общественного образа жизни у пчел

Контрольные вопросы

Глава 11.

Семья пчел и ее гнездо

Состав пчелиной семьи

- Матка

- Рабочие пчелы

- Трутни

Гнездо пчел

Практическое занятие № 1

Контрольные вопросы

Глава 12.

Формы взаимосвязей в пчелиной семье

Феромоны

Пищевые контакты

Сигнальные движения

Ориентирование по аромату нектара, запахам

Разделение труда

Практическое занятие № 2

Контрольные вопросы

Глава 13.

Микроклимат в гнезде пчел

Температурный режим

Влажность воздуха

Контрольные вопросы

Глава 14.

Восковыделение. Строительная деятельность пчел

Восковыделительные железы

Строительство сотов

Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел

- Восковыделение и медосбор

- Восковыделение и сила семьи

- Восковыделение и выращивание расплода

- Влияние матки на выделение воска

- Зависимость восковыделения от наличия свободного пространства в гнезде

- Затраты кормов на выделение воска

Старение сотов

Лабораторная работа № 10

Практическое занятие № 3

Контрольные вопросы

Глава 15.

Рост пчелиной семьи

I период - смена перезимовавших пчел

II период - период интенсивного роста

III период - накопление молодых пчел

Практическое занятие № 4

Контрольные вопросы

Глава 16.

Использование медосбора. Опыление растений пчелами

Летная деятельность пчел

Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара

Факторы, влияющие на продуктивность семьи

- Сила семьи

- Возрастной состав семьи

- Матка и расплод

- Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

- Размещение пчелиных семей на период медосбора

- Роение

Опыление сельскохозяйственных культур

- Роль пчел в опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур

- Приспособления в цветковых растениях для перекрестного опыления

- Взаимосвязь между ритмикой выделения растениями нектара и пыльцы и временем посещения их насекомыми

Медоносная пчела и окружающая среда

Практическое занятие № 5

Контрольные вопросы

Глава 17.

Роение

Признаки подготовки семьи к роению

Выход роя

Факторы, влияющие на появление роевого состояния

Практическое занятие № 6

Контрольные вопросы

Глава 18.

Зимовка пчел

Подготовка пчел к зимовке

Физиологические особенности пчел, идущих в зиму

Формирование зимнего клуба

- Структура зимнего клуба

- Температурный, влажностный, газовый режим зимнего клуба

Значение качества кормов для нормальной зимовки

Зимостойкость пчел

Возобновление активности пчел к концу зимовки

Практическое занятие № 7

Контрольные вопросы

Литература

Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

Для получения энергии, построения и восстановления тканей или регулирования физиологических процессов пчеле требуются корма, содержащие углеводы, жиры, белки, воду, минеральные вещества, витамины и др.

Поступив в организм, эти питательные вещества участвуют в химических реакциях, которые носят название обмена веществ, или метаболизма. Наличие процессов обмена является одной из характерных особенностей живых организмов.

Углеводы - группа органических соединений, состоящая из углерода, водорода и кислорода. К наиболее типичным углеводам относятся крахмал и сахара. Последние являются основными источниками энергии в рационе медоносной пчелы. Под влиянием пищеварительных ферментов (в первую очередь инвертазы) сложные поли- и олигосахариды подвергаются расщеплению до моносахаридов: глюкозы и фруктозы, которые усваиваются организмом. В зрелом меде тростникового сахара чрезвычайно мало, всего лишь 1,3%, тогда как содержание глюкозы и фруктозы более 70 %.

Белки, или протеины, — высокомолекулярные природные органические вещества, построенные из аминокислот. Белки различаются между собой по числу и видам содержащихся в них аминокислот. Когда клетки организма синтезируют белок определенного типа, в их распоряжении должны быть все аминокислоты, входящие в состав этого белка. Если каких-либо аминокислот нет или их слишком мало, данный белок не может быть построен. В природе существует около 30 аминокислот, которые делят на незаменимые и заменимые. Те кислоты, которые не способны вырабатывать животные клетки, называются незаменимыми. Они должны быть получены с кормом. Существует 10 незаменимых аминокислот, и белки, в которых все они содержатся в достаточном количестве, называются полноценными белками. К таким аминокислотам относятся лизин, лейцин, валин, аргинин, метионин, гистидин, изолейцин, фенилаланин, триптофан, треонин. В организме белки под влиянием протеолитических ферментов подвергаются расщеплению до аминокислот. Взаимное превращение аминокислот приводит к образованию конечных продуктов — двуокиси углерода воды и азота. Азот отщепляется в виде аммиака, а затем обезвреживается посредством синтеза мочевины.

Жиры, или липиды, - наиболее концентрированные источники энергии. Так же как и белки, являются структурными компонентами цитоплазмы. Энергетическая ценность жиров более чем в 2 раза выше, чем углеводов. При этом они содержат меньше воды, чем углеводы и белки. В жирах содержатся жирорастворимые витамины. Жиры расщепляются путем гидролиза на глицерин и жирные кислоты.

Витамины - сравнительно простые химические соединения, которые присутствуют в корме в столь малых количествах, что не могут служить источниками энергии, но тем не менее крайне необходимы для жизнедеятельности и нормального роста пчел. Витамины делятся на две главные группы - жирорастворимые, которые растворяются в жирах (A, D, Е, К), и водорастворимые, которые хорошо растворяются в воде (С, В). В настоящее время известно химическое строение практически всех витаминов и большинство из них синтезировано.

Вода необходима пчелам для нормального существования. Установлено, что медоносные пчелы используют воду для разбавления меда, необходимого для выработки личиночного корма. Весной сборщиц воды много. Однако, как только начинается обильное выделение растениями нектара, число пчел, собирающих воду, резко сокращается, так как в нектаре содержится до 40-70% воды. Иногда источником воды для пчел служит конденсированная влага на внутренних стенках улья. Это наблюдается обычно зимой. Кроме того, потребность в воде у пчел удовлетворяется за счет воды, которая образуется в теле самих пчел в качестве побочного продукта окисления углеводов или Сахаров, которыми они питаются. Для семьи средней силы, воспитывающей одновременно от 7 до 9 тыс. личинок, требуется в сутки от 40 до 50 г воды; сильной семье - до 200 г. Особенно велика потребность в воде весной, когда принос воды в улей ограничен. Очень большая потребность пчел в воде наблюдается во время перевозок пчелиных семей летом. Воду в улей приносят не только для утоления жажды, но и для регуляции влажности в жаркую погоду.

В процессе обмена немаловажную роль играют минеральные вещества.

Пчелы питаются пыльцой растений и нектаром, которые обеспечивают их необходимыми питательными веществами.

Пыльца - основной источник белков, жиров, витаминов и неорганических веществ в рационе пчел. Установлено, что пыльца, собранная с разных видов растений, различается по своему химическому составу. Содержание белка варьирует от 4,5 % в пыльце кукурузы, до 30 — орешника, 35 % — пальмы. Среднее содержание жира изменяется от 1 % в пыльце берез до 14,4% — одуванчика. Смешанная пыльца (с разных видов растений) имеет более высокую питательную ценность, в ней много жира, фосфора, кальция и магния, витаминов группы В и С, аминокислот (тирозина, аланина, триптофана, лейцина, валина, изолейцина и др.).

Аминокислоты, содержащиеся в белковом корме, активизируют работу гипофарингеальных желез рабочих особей. В пыльце имеются также углеводы в виде сахаров, крахмала, целлюлозы. Однако крахмал и целлюлоза пыльцы пчелами не усваиваются.

Из пыльцы, принесенной в улей, в процессе консервации получается перга. В результате создается существенный резерв ценного белкового корма, крайне необходимого пчелам в весенний период. Перга в отличие от пыльцы стерильна и лучше усваивается и переваривается расплодом. По своим антибиотическим свойствам перга в 3 раза превосходит пыльцу. Кроме того, при хранении пыльцы в течение 3 мес теряется свыше 50% ее питательных свойств.

Масса перги в одной ячейке составляет от 102 до 175 мг. 1 кг перги займет около 7000 ячеек.

В общей сложности семья пчел средней силы собирает за сезон 15— 18 кг, а сильная семья - 20-30 кг пыльцы, превращаемой в пергу.

Установлено, что состав пыльцы изменяется меньше, когда она хранится в пчелиных сотах, несмотря на брожение, вызываемое молочно-кислыми бактериями. Хотя перга имеет большую питательную ценность, чем свежая пыльца, последняя более эффективна для стимуляции яйцекладки.

Согласно литературным данным, пчелы испытывают потребность в белке как пластическом материале для собственных нужд до 7-дневного возраста. К этому времени у них завершается процесс формирования гипофарингеальных желез.

Как известно, личинки пчел получают специальную пищу, которая вырабатывается гипофарингеальными железами пчел-кормилиц. Было установлено, что пыльца необходима для полного развития этих желез. Только мед или сахарный сироп не вызывают секреторной деятельности клеток желез. У пчел, питающихся одним медом, только в отдельных случаях в гипофарингеальных железах появляются секретирующие клетки. При недостатке протеина, источником которого является пыльца, гипофарингеальные железы пчелы довольно быстро перестают функционировать. При отсутствии пыльцы пчела неспособна сохранять в своем теле запасы белка. Так, даже при дефиците перги в гнезде пчелиной семьи и ограниченном поступлении ее извне снижается уровень кормления рабочих личинок. В результате появляются рабочие пчелы с меньшими массой и размерами тела (табл. 1).

Таблица 1.

Влияние запасов перги на массу личинок, уровень
 их кормления, морфологические признаки рабочих пчел

Показатели

Семьи

с пергой

с дефицитом перги

Количество молочка в ячейках с 3-дневными личинками, мг

9,8

2,4

Масса 3-дневных личинок, мг

14,4

10,3

Масса пчел, мг

115,8

106,7

Длина хоботка, мм

7,3

7,1

Расстояние между выступами третьего тергита, мм

4,9

4,8

Сумма длин третьего и четвертого тергитов, мм

4,6

4,4

Особое значение уровень белкового кормления имеет при выводе маток. Как известно, маточная личинка в период своего развития испытывает потребность в большом количестве маточного молочка, которое секретируется гипофарингеальными железами. Таким образом, отсутствие белковой пищи в течение длительного периода может вызвать недокорм маточных личинок и появление маток низкого качества.

Недостаток пыльцы на матковыводной пасеке может привести к тому, что пчелиные семьи не будут выращивать трутней. При недостатке пыльцы трутни изгоняются рабочими пчелами из улья даже в середине лета, ввиду того что взрослый трутень потребляет больше пыльцы, чем рабочая пчела. Кроме того, трутни, которые испытывают белковое голодание в течение первых 6-7 дней, не вырабатывают достаточного количества спермы, необходимого для полноценного осеменения матки.

Установлена также зависимость между питательностью пыльцы и развитием личинок. В опытах, где пчелиным семьям препятствовали выращивать расплод, при наличии и изобилии пыльцы в природе, гипофарингеальные железы у молодых пчел оставались развитыми и они жили дольше пчел, выращивающих расплод. Таким образом, продолжительность жизни у пчелиных особей регулируется потреблением пыльцы и выращиванием расплода. Интенсивное кормление только что появившихся пчел пыльцой также увеличивало продолжительность их жизни в сравнении с теми, которые питались только сахарным сиропом.

Жировое тело также нуждается в белке для своего развития. Так, при скармливании малоэффективной пыльцы жировое тело пчелы в течение всей жизни остается на одном и том же уровне развития, дача высокопитательной пыльцы повышает уровень развития жирового тела. Кроме того, благодаря питанию пыльцой у идущих в зиму пчел в жировом теле брюшка накапливаются значительные запасы белка, жира и гликогена, в силу чего пчелы осеннего вывода в отличие от летних пчел живут довольно долго и успешно переносят холода.

Таким образом, как жировое тело, которое накапливает протеин, так и гипофарингеальные железы, которые секретируют корм для личинок, нуждаются в белке для своего развития. Помимо этого, содержание пчел на безбелковой диете приводит к снижению их массы на стадии личинки, куколки и имаго.

Выявлено влияние аминокислотного состава пыльцы, собираемой пчелами разных пород, на аминокислотный состав тела личинок.

Более того, усвоение отдельных аминокислот корма медоносными пчелами специфично при общем высоком уровне. Для различных периодов развития пчел характерна различная потребность в определенных аминокислотах. Так, например, для расплода характерно более высокое усвоение незаменимых аминокислот корма.

При определенных условиях пчелиная семья может плохо снабжаться пыльцой. Дефицит пыльцы в природе может наблюдаться по ряду климатических причин. Кроме того, перерывы в поступлении пыльцы случаются при скоплении большого числа пчелиных семей в одном месте. Нередко они случаются в некоторых областях с однотипными сельскохозяйственными культурами. В результате этого развития пчелиных семей и соответственно использование медосбора ставится под угрозу.

Еще Губер (1814) признал наличие пыльцы неотъемлемым условием для выращивания расплода в пчелиных семьях. Затем целым рядом исследователей была выявлена связь между количеством пыльцы и расплода в гнезде пчелиной семьи. Удаление пыльцы из семей весной сокращает выращивание расплода. Поэтому ряд исследователей и пчеловодов-практиков рекомендуют применять подкормку пчел пыльцой, замешанной на сахарном или медовом сиропе, чтобы не задерживать выращивание расплода и накопление пчел к главному медосбору. В то же время снабжение пыльцой увеличивает выращивание расплода. В ряде случаев семьи, получающие подкормку с пыльцой, выращивают расплода в 2 раза больше, чем те, которые ее не получают. Пик численности пчелиной семьи наступает через 5 недель после начала поступления пыльцы. Пчелы в состоянии выращивать расплод даже при отсутствии пыльцы, но только в продолжение 2 недель и за счет резервов собственного организма.

Когда натуральная пыльца доступна пчелам, кормление семей сахарным сиропом может стимулировать выращивание расплода; когда ее нет, кормление сахарным сиропом с пыльцой, пыльцевыми добавками или заменителями дает больший эффект, чем кормление исключительно сахаром.

Рабочим пчелам пыльца нужна также для развития восковых желез и для образования ферментов при переработке меда. Так, у молодых пчел, не получающих пыльцы со дня выхода из ячеек, слабо развиваются восковыделительные железы и выделение воска снижается по сравнению с пчелами; которые питаются нормально. Добавление пыльцы в корм до 9—11-го дня жизни пчелы стимулирует развитие восковых желез. В более поздние сроки этот прием никакого влияния не оказывает.

Недостаток белкового корма в рационе медоносных пчел может быть одной из причин появления инвазионных и инфекционных болезней пчел. Так, например, нозематоз сильно ослабляет семьи, испытывающие белковый дефицит.

Таким образом, наличие запасов белкового корма в гнезде пчелиной семьи в весенне-летний период — одно из первостепенных условий создания высокопродуктивных пчелиных семей. Увеличение количества выращенного расплода приводит к усилению семьи и вследствие этого к увеличению медопродуктивности. Сила же пчелиной семьи весной и эффективность использования раннего медосбора увеличиваются почти пропорционально запасам пыльцы.

Пыльца необходима пчелам и зимой. Пчелиные семьи, зимующие с обильным количеством пыльцы, выращивают весной больше расплода, чем зимовавшие без нее и получившие перговые соты только в день выставки. Более того, у них более высокая продуктивность, чем у зимующих без пыльцы. Как правило, пчелы уже с февраля начинают использовать пыльцу, и ее отсутствие в гнезде вызывает их беспокойство и изнашивание. Клуб пчел, если в гнезде нет перги, раньше разрыхляется.

В зависимости от климатических условий конкретной местности в зиму рекомендуется оставлять разное количество перговых сотов. Так, в нашей стране для семьи пчел на зиму требуется обычно 2—3 рамки. Пыльцу нежелательно располагать с края гнезда, так как в этом случае она может заплесневеть.

В тех местностях, где пчелы весной ощущают дефицит пыльцы, для предупреждения белкового голода нужно заготавливать с лета соты с пергой, хранить их в течение зимы, а весной по мере необходимости подставлять в гнезда.

Нектар - сахаристая жидкость, выделяемая особыми клетками, находящимися в нектарниках растений. В нектаре содержатся фруктоза, глюкоза и сахароза, вода (до 60%), небольшое количество белков, витаминов, аминокислот, неорганических и органических веществ. Состав и концентрация компонентов нектара различаются у растений разных видов. При добавлении пчелами к нектару ферментов слюнных желез и частично пади вырабатывается углеводный продукт — мед.

В процессе переработки нектара в мед большое значение имеет испарение воды, в результате которого он становится вязким (воды не более 20%). Осуществляется это следующим образом. Как правило, пчелы приносят лишь то количество нектара, которое они в состоянии переработать. В пчелиной семье принос нектара регулируют пчелы-приемщицы. Пчелы, возвращаются с растительных массивов с ношей, передают большую его часть этим пчелам. Каждая из этих пчел размещает принесенный нектар в пустые ячейки, предварительно подвергнув его соответствующей обработке. Как известно, у большинства растений пыльца и нектар образуются в одном цветке. Часть этой пыльцы попадает в нектар и забирается пчелой. Мед, содержащий большое количество пыльцевых зерен для зимовки пчел непригоден, так как пыльцевые зерна, накапливающиеся в прямой кишке пчел, увеличивают каловые массы. Перегруз кишки вызывает понос, приводящий к гибели значительного количества пчелиных особей. Таким образом, для благополучной зимовки имеет большое значение очистка нектара от излишнего содержания пыльцевых зерен. Происходит это во время нахождения нектара в медовом зобике, который соединен со средней кишкой клапаном, состоящим из головки и рукава. Головка клапана внутри полая, а отверстие ее прикрыто четырьмя лопастями. Эти лопасти при наполнении медового зобика нектаром захватывают и вылавливают зерна пыльцы, а затем по рукаву клапана пыльцевые зерна проходят в среднюю кишку. Процесс отделения пыльцы от жидкости продолжается непрерывно в течение всего периода нахождения нектара в медовом зобике. Пчела, перерабатывающая нектар, раздвигает свои верхние челюсти и отрыгивает его понемногу в момент, когда она выдвигает свой хоботок. Образовавшаяся капелька нектара оказывается как бы подвешенной к хоботку. Затем пчела выпрямляет хоботок и он принимает первоначальное положение. Нектар вновь попадает в глотку и медовый зобик. Этот цикл движений повторяется неоднократно. В результате этого нектар смешивается с ферментами, содержащимися в секрете гипофарингеальной железы, а также удаляются водянистые экскременты, которые образуются в большом количестве при питании полевых пчел жидким нектаром.

Подобная переработка нектара продолжается 20 мин, после чего нелетные пчелы складывают его в пустые ячейки, расположенные вблизи расплода. Ячейки пчелы заполняют не более чем на 7з, подвешивая капельки нектара в разных местах ячейки, с тем чтобы испарение воды из нектара протекало более интенсивно. Одновременно усиливается вентиляция гнезда.

По мере сгущения нектара пчелы начинают его переносить из одних ячеек в другие, более удаленные от расплода, главным образом в верхней части гнезда. Если условия вентиляции нормальные, то процесс испарения воды продолжается в течение 1—5 дней; если неблагоприятные — около 20 дней. Переработка нектара в мед завершается запечатыванием ячеек с медом восковыми крышечками. Это имеет большое значение для сохранности меда, так как в результате запечатывания ячеек мед не вбирает в себя влагу из воздуха и не разжижается.

В большинстве нектаров сахара содержатся в виде сахарозы (до 40— 50%). Сахароза — сложный сахар, который усваивается только после разложения на глюкозу и фруктозу. Происходит это под воздействием фермента инвертазы, которая расщепляет сложный тростниковый сахар на простые сахара.
 

М. В. Жеребкиным (1965) было установлено, что у пчел из сильных семей стадия активного выделения инвертазы наступает в возрасте 18 дней, тогда как у пчел из слабых семей максимальная активность инвертазы наблюдается в возрасте 30-35 дней, причем по абсолютной величине она несколько меньше, чем у пчел из сильных семей. Активность инвертазы наибольшая при температуре 34-35° С. Уже во время добывания нектара из цветка начинается добавление инвертазы. В результате примешивания фермента, как только нектар попадает в медовый зобик, начинается инверсия сахаров, т. е. их разложение. Инверсия сахарозы продолжается и после запечатывания меда в ячейках восковыми крышечками. В результате этого процесса содержание сложных сахаров снижается до 1-3 %.
 

У каждого вида растений нектар отличается и по содержанию солей, ароматических веществ, декстринов и т. д. Все это отражается на вкусовых качествах меда. Из нектара в мед переходят органические кислоты, витамины, ряд минеральных веществ.

Еще одним способом, позволяющим предохранить в период длительного хранения мед от порчи, является создание в нем кислой реакции, что позволяет предотвратить развитие спор грибов, гнилостных и других бактерий.

Высокая активная кислотность (рН 3,9) создается в созревающем меде за счет деятельности пчел. В состав секрета гипофарингеальной железы входит фермент глюкогеназа, который превращает глюкозу в глюконовую кислоту. При этом выделяется перекись водорода, нейтрализуемая ферментом каталазой, входящим в состав секрета грудной железы. При увеличении активной кислотности среды активность фермента глюкогеназы уменьшается. При достижении определенной кислотности реакция образования глюконовой кислоты прекращается.

Для нормального развития пчелиной семьи необходимо иметь в гнезде достаточное количество углеводных кормов. Так, одна пчелиная семья в течение года расходует от 70 до 100 кг меда. Большая часть этого количества потребляется в весенне-летний период, когда идет интенсивное выкармливание расплода, отстраивание сотов, сбор нектара.

Результаты исследований, проведенных А. М. Рямовой (1979), показали, что увеличение запасов углеводного корма в гнезде пчелиной семьи весной способствует наращиванию количества пчел к главному медосбору без снижения показателей качества у них. Выводящиеся пчелы крупнее, больше весят, содержат в теле больше жировых веществ, имеют лучше развитые железы и жировое тело, дольше живут. Только затем в семьях с большими запасами корма возрастает количество выращиваемого расплода. Весной в гнездах пчелиных семей должно быть не менее 10-12 кг запечатанного в ячейках меда, тем более, что пчелы не расходуют лишнего меда. В условиях благоприятной весны и наличия раннего медосбора излишек остается в улье неизрасходованным.

Чтобы весной в пчелиной семье было достаточно кормов, необходимо осенью заготовить мед, который потребуется не только зимой, но и осенью, и весной, вплоть до появления медосбора. Как правило, в центральных и северных областях СССР можно ограничиться 25-30 кг меда, а в южных — несколько меньшим.
 

Учебник пчеловода

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

Учебник пчеловода

Вы смотрели страницу - Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

Следующая страница  - Пищеварение

Предыдущая страница - Железы, принимающие участие в процессах пищеварения

Вернуться к началу страницы Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью
 

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 

 


Индекс цитирования.