Биология медоносной пчелы

Учебники для техникумов. Зоотехния. М., ВО «Агропромиздат», 1991.

 

Карта сайта

Биология медоносной пчелы

Предисловие

Введение

Систематическое положение медоносной пчелы

История развития научных знаний о пчеле

РАЗДЕЛ I.

МОРФОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 1.

Внешнее строение

Головной отдел

Грудной отдел

Брюшной отдел

- Яд пчелы

Наружные покровы

- Кутикула

Лабораторная работа № 1

Контрольные вопросы

Глава 2.

Органы движения

Ножки

- Функции ножек

- Формирование обножки

Крылья

Лабораторная работа № 2

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ II.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 3.

Пищеварительная система

Органы пищеварения

- Отделы пищеварительного канала

- Железы, принимающие участие в процессах пищеварения

Корма, переработка кормов, пищеварение

- Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

- Пищеварение

Лабораторная работа № 3

Контрольные вопросы

Глава 4

Кровеносная и выделительная системы

Кровеносная система

- Строение и работа сердца

- Циркуляция гемолимфы

- Местные пульсирующие органы

- Гемолимфа

Выделительная система

Лабораторная работа №4

Контрольные вопросы

Глава 5.

Дыхательная система

Строение дыхательной системы

Процесс дыхания

Лабораторная работа № 5

Контрольные вопросы

Глава 6.

Органы размножения

Половая система трутня

Сперматогенез

Половая система матки

Половая система рабочей пчелы

Оогенез

Оплодотворение яиц и откладка их маткой

Процесс спаривания

Лабораторная работа №6

Контрольные вопросы

Глава 7.

Рост и развитие особей пчелиной семьи

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

- Стадия личинки

- Стадия предкуколки

- Стадия куколки

- Стадия имаго

- Обмен веществ в постэмбриональный период

Особенности развития матки

Особенности развития трутня

Лабораторная работа №7

Контрольные вопросы

Глава 8.

Нервная система

Строение нервной системы

Рефлекторная деятельность пчел

- Рефлексы

- Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел

Лабораторная работа № 8

Контрольные вопросы

Глава 9.

Органы чувств

Органы зрения

- Сложные глаза

- Простые глаза

- Восприятие пчелой предметов

Органы хеморецепции

- Органы обоняния

- Органы вкуса

- Органы восприятия температуры, влажности и СО2

Органы механорецепции

- Органы осязания

- Органы слуха

Ориентирование пчел в пространстве

Лабораторная работа № 9

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ III.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Глава 10.

Происхождение общественного образа жизни у пчел

Контрольные вопросы

Глава 11.

Семья пчел и ее гнездо

Состав пчелиной семьи

- Матка

- Рабочие пчелы

- Трутни

Гнездо пчел

Практическое занятие № 1

Контрольные вопросы

Глава 12.

Формы взаимосвязей в пчелиной семье

Феромоны

Пищевые контакты

Сигнальные движения

Ориентирование по аромату нектара, запахам

Разделение труда

Практическое занятие № 2

Контрольные вопросы

Глава 13.

Микроклимат в гнезде пчел

Температурный режим

Влажность воздуха

Контрольные вопросы

Глава 14.

Восковыделение. Строительная деятельность пчел

Восковыделительные железы

Строительство сотов

Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел

- Восковыделение и медосбор

- Восковыделение и сила семьи

- Восковыделение и выращивание расплода

- Влияние матки на выделение воска

- Зависимость восковыделения от наличия свободного пространства в гнезде

- Затраты кормов на выделение воска

Старение сотов

Лабораторная работа № 10

Практическое занятие № 3

Контрольные вопросы

Глава 15.

Рост пчелиной семьи

I период - смена перезимовавших пчел

II период - период интенсивного роста

III период - накопление молодых пчел

Практическое занятие № 4

Контрольные вопросы

Глава 16.

Использование медосбора. Опыление растений пчелами

Летная деятельность пчел

Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара

Факторы, влияющие на продуктивность семьи

- Сила семьи

- Возрастной состав семьи

- Матка и расплод

- Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

- Размещение пчелиных семей на период медосбора

- Роение

Опыление сельскохозяйственных культур

- Роль пчел в опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур

- Приспособления в цветковых растениях для перекрестного опыления

- Взаимосвязь между ритмикой выделения растениями нектара и пыльцы и временем посещения их насекомыми

Медоносная пчела и окружающая среда

Практическое занятие № 5

Контрольные вопросы

Глава 17.

Роение

Признаки подготовки семьи к роению

Выход роя

Факторы, влияющие на появление роевого состояния

Практическое занятие № 6

Контрольные вопросы

Глава 18.

Зимовка пчел

Подготовка пчел к зимовке

Физиологические особенности пчел, идущих в зиму

Формирование зимнего клуба

- Структура зимнего клуба

- Температурный, влажностный, газовый режим зимнего клуба

Значение качества кормов для нормальной зимовки

Зимостойкость пчел

Возобновление активности пчел к концу зимовки

Практическое занятие № 7

Контрольные вопросы

Литература

Происхождение общественного образа жизни у пчел

Общественные насекомые определяются как ряд групп насекомых, которые образуют постоянные (сезонные или многолетние) объединения — семьи, состоящие из репродуктивных (размножающихся) и рабочих особей.

Термин „общественные насекомые" используется в узком смысле слова — для обозначения только настоящих общественных форм. К их числу относятся насекомые, у которых дочерние поколения живут вместе с материнскими или одной самкой-основательницей и проявляют в той или иной степени взаимное сотрудничество.

Основные черты общества насекомых — разделение функций между членами и постоянный обмен „информацией". Общество, или семья, насекомых — это единое целое, и любая особь не может существовать вне его.

Как известно, у пчелиных наиболее многочисленна группа одиночных насекомых, которая насчитывает свыше 20 тыс. видов. В ходе эволюции от одиночного образа жизни до общественного эта группа насекомых дала ряд переходных форм.

Так, родом галикт (Halictidae) представлен широкий диапазон различных уровней общественной организации, включая настоящее сообщество. В пределах этого рода можно увидеть все стадии перехода от одиночного образа жизни до полуобщественного даже с разделением самок на плодную матку и бесплодных рабочих особей. Большинство видов роет подземные гнезда и строит ячейки, помещая в них комочки пыльцы.

Например, Halictus quadricinctus снабжает личинок кормом в течение личиночной стадии. После запечатывания ячеек материнская особь продолжает охранять гнездо вплоть до выхода имаго. Затем она умирает, а потомство разлетается.

Заметный шаг в направлении развития общественной организации можно наблюдать у Halictus malachurus. В каждом гнезде имеется не только яйцекладущая матка, но и небольшое количество неплодных самок-работниц. Здесь уже наблюдается разделение функций: матка откладывает яйца и охраняет гнездо, а самки-работницы добывают корм и строят гнездо.

Довольно сложный образ жизни наблюдается у окаймленного галикта (Halictus marginatus). Оплодотворенная самка этого вида весной делает норку в земле. На глубине 30 см она выкапывает 3—6 овальных ячеек и запасает в каждой из них по комочку медового теста. После этого самка поднимается к выходу и закрывает его изнутри. Далее она двигается вниз, заваливая при этом весь ход. В конечном итоге самка оставляет лишь небольшой участок вместе с ячейками. Перед тем как впасть в оцепенение, она откладывает яйца на кусочки медового теста. В сентябре появляются молодые самки, которые вместе с основательницей зимуют в гнезде. Лишь весной они откапывают ход и начинают строить новые ячейки и снабжать их кормом. Количество ячеек при этом увеличивается до 15—20. После окончания они, так же как и старая самка, закрывают ход и затем, собравшись в одном месте, умирают. Старая самка вновь откладывает в ячейки яйца и после этого впадает в оцепенение до вылета очередного поколения. Так продолжается в течение 4—5 лет. Но на 5—6-м году наступают резкие изменения. После откладки яиц старая самка погибает, а из отложенных ею яиц выходят не только самцы, но и самки. Осенью, проделав самостоятельные выходы из гнезда, они покидают гнезда. Первыми это делают самцы, после чего они направляются на поиски самок из других гнездовий. Вскоре после спаривания, подобно трутням у медоносных пчел, они погибают. Оплодотворенные же самки собираются вновь в родном гнезде, где и зимуют. Весной самки разлетаются, и каждая из них становится родоначальницей собственного гнезда.

У ряда других видов галикт известны 1- или 2-летние семьи.

Уровень общественной организации насекомых характеризуется наличием и количеством в гнезде рабочих особей. Чем их в гнезде больше, тем, как правило, выше общественная организация семьи.

Следующий шаг по направлению к общественной жизни, которую мы наблюдаем у медоносных пчел, сделали шмели.

У шмелей наблюдается разделение самок на крупных плодных маток и мелких бесплодных, выполняющих все основные работы в гнезде. Однако при отсутствии матки рабочие особи могут откладывать яйца.

Весной перезимовавшие самки ищут место под листвой или в земляных норках для устройства гнезда. Гнездо шмелей представляет собой неправильный шар из травы, мха, прутиков. Ячейки строят из воска, секретируемого специальными железами в теле матки. Все ячейки имеют вначале неправильную форму. На дно одной или нескольких ячеек матка откладывает несколько яиц. В других ячейках самка делает запасы меда и перги. Это так называемые медовые горшочки. Вылупившиеся из яиц личинки растут и постепенно раздвигают ячейку, которую сначала самка, а затем рабочие особи постоянно чинят и поправляют. После окончания личиночной стадии личинка плетет тонкий кокон. Все развитие продолжается 20—30 дней, после чего появляются первые мелкие рабочие особи, которые не способны к спариванию. Через несколько часов после своего появления работницы приступают к строительству гнезда, добыванию корма и выкармливанию личинок. Непрерывное наблюдение за личинками дает рабочим особям возможность распознавать, какие из них склонны развиваться в репродуктивных самок. Если матка погибла, то рабочие путем непрерывного и обильного кормления тех же личинок выращивают новых самок на смену. Матка теперь уже не покидает гнезда, она целиком и полностью занята только откладыванием яиц. С этого момента население гнезда и запасы корма начинают быстро расти.

При нормальных условиях самка, отложив 200—400 яиц, из которых выйдут рабочие особи, начинает откладывать яйца, из которых будут развиваться самки и самцы. В результате к концу лета выводится много крупных самок, полноценных в половом отношении, и самцов. Осенью молодое поколение покидает гнездо и спаривается. Вскоре самцы и старая матка гибнут, а молодые плодные самки отправляются на поиски подходящих мест для зимовки. При наступлении весны они дадут начало новым семьям.

Таким образом, у шмелей заметно разделение на маток и работниц.

На высшей ступени эволюции общественной жизни в мире животных стоит семья медоносных пчел.

По Брайену (1986), семья — это организованная система, которая перерабатывает корм и воспроизводит себе подобных, устанавливает и охраняет свою обособленность, препятствуя проникновению на свою территорию как чужих особей своего вида, так и многих других организмов. Целостность семьи зависит от способности ее членов немедленно узнавать друг друга.

В состав пчелиной семьи входят мужские особи (трутни), рабочие особи (неплодные самки), одна матка, которая является матерью всех этих пчел.

Женский пол в пчелиной семье представлен двумя формами — маткой и рабочей пчелой. Это явление носит название полиморфизма, или многоформенности. Этот термин введен в науку Лейкартом (1851—1853) и подразумевает наличие в пределах одного вида резко отличных по облику особей, не имеющих переходных форм. Если таких форм две, явление называется диморфизмом. Для общественных насекомых характерен полиморфизм, связанный с разделением функций разных особей в семье или колонии. В большинстве случаев виды животных представлены именно двумя формами - самцом и самкой. У некоторых же видов пол проявляется более чем двумя формами. Медоносная пчела является общественным видом с ярко выраженным полиморфизмом. Разграничение в функциях обусловило различие в строении тела женских особей.

Сравнивая строение организма матки и рабочей пчелы как во взрослом состоянии, так и в процессе развития, Г. А. Кожевников (1905) создал картину родственных связей и происхождения этих форм. Он установил, что рабочая особь в начале развития имеет такое же число яйцевых трубочек, как и матка, и лишь затем у личинок и куколок, развивающихся в рабочих ячейках, число трубочек резко уменьшается. В 1921 г. Г. А. Кожевниковым была открыта переходная форма между маткой и рабочей пчелой, т. е. форма, у которой сочетаются признаки рабочих пчел и маток. Изучением внешнего и внутреннего строения переходных форм в дальнейшем занимался П. М. Комаров (1935). Он обнаружил два типа переходных форм: типа матки и типа рабочей пчелы. По всем важнейшим признакам внешнего строения эти формы обнаруживают черты смешанного характера.

Жизнь и работа отдельных особей подчинены общим функциям семьи. Каждая отдельная пчела в своей жизнедеятельности зависит от всей семьи в целом и, наоборот, работа всей семьи тесно связана с деятельностью отдельных пчел и их групп. Раздельное существование пчел невозможно: ни матка, ни трутень, ни рабочая пчела не могут жить самостоятельно, вне семьи. Совместная жизнь пчел оказалась весьма эффективной для добывания и запасания большого количества корма, выращивания расплода и сохранения особей в зимний период. Постепенно у членов пчелиной семьи выработались и развились анатомические и физиологические различия, обеспечивающие более эффективную их работу.

Забота о потомстве со стороны взрослых особей — одна из основных и важнейших особенностей общественного образа жизни медоносных пчел. Между ними как бы существует разделение труда, благодаря чему каждая из этих особей выполняет свою работу с большим совершенством.

Каждая пчелиная семья имеет индивидуальные особенности: специфический запах, способность к сбору и переработке нектара, устойчивость к заболеваниям, ройливость и т. д., сохраняющиеся до тех пор, пока в ней живет одна и та же матка — носительница всех наследственных свойств семьи. Со сменой матки изменяются индивидуальные особенности пчелиной семьи, ее состав (на смену прежнему поколению приходит новое с другими наследственными свойствами).
 

Учебник пчеловода

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

Учебник пчеловода

Вы смотрели страницу - Происхождение общественного образа жизни у пчел

Следующая страница  - Контрольные вопросы к главе 10

Предыдущая страница - Контрольные вопросы к главе 9

Вернуться к началу страницы Происхождение общественного образа жизни у пчел

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 

 


Индекс цитирования.