Биология медоносной пчелы

Учебники для техникумов. Зоотехния. М., ВО «Агропромиздат», 1991.

 

Карта сайта

Биология медоносной пчелы

Предисловие

Введение

Систематическое положение медоносной пчелы

История развития научных знаний о пчеле

РАЗДЕЛ I.

МОРФОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 1.

Внешнее строение

Головной отдел

Грудной отдел

Брюшной отдел

- Яд пчелы

Наружные покровы

- Кутикула

Лабораторная работа № 1

Контрольные вопросы

Глава 2.

Органы движения

Ножки

- Функции ножек

- Формирование обножки

Крылья

Лабораторная работа № 2

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ II.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 3.

Пищеварительная система

Органы пищеварения

- Отделы пищеварительного канала

- Железы, принимающие участие в процессах пищеварения

Корма, переработка кормов, пищеварение

- Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

- Пищеварение

Лабораторная работа № 3

Контрольные вопросы

Глава 4

Кровеносная и выделительная системы

Кровеносная система

- Строение и работа сердца

- Циркуляция гемолимфы

- Местные пульсирующие органы

- Гемолимфа

Выделительная система

Лабораторная работа №4

Контрольные вопросы

Глава 5.

Дыхательная система

Строение дыхательной системы

Процесс дыхания

Лабораторная работа № 5

Контрольные вопросы

Глава 6.

Органы размножения

Половая система трутня

Сперматогенез

Половая система матки

Половая система рабочей пчелы

Оогенез

Оплодотворение яиц и откладка их маткой

Процесс спаривания

Лабораторная работа №6

Контрольные вопросы

Глава 7.

Рост и развитие особей пчелиной семьи

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

- Стадия личинки

- Стадия предкуколки

- Стадия куколки

- Стадия имаго

- Обмен веществ в постэмбриональный период

Особенности развития матки

Особенности развития трутня

Лабораторная работа №7

Контрольные вопросы

Глава 8.

Нервная система

Строение нервной системы

Рефлекторная деятельность пчел

- Рефлексы

- Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел

Лабораторная работа № 8

Контрольные вопросы

Глава 9.

Органы чувств

Органы зрения

- Сложные глаза

- Простые глаза

- Восприятие пчелой предметов

Органы хеморецепции

- Органы обоняния

- Органы вкуса

- Органы восприятия температуры, влажности и СО2

Органы механорецепции

- Органы осязания

- Органы слуха

Ориентирование пчел в пространстве

Лабораторная работа № 9

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ III.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Глава 10.

Происхождение общественного образа жизни у пчел

Контрольные вопросы

Глава 11.

Семья пчел и ее гнездо

Состав пчелиной семьи

- Матка

- Рабочие пчелы

- Трутни

Гнездо пчел

Практическое занятие № 1

Контрольные вопросы

Глава 12.

Формы взаимосвязей в пчелиной семье

Феромоны

Пищевые контакты

Сигнальные движения

Ориентирование по аромату нектара, запахам

Разделение труда

Практическое занятие № 2

Контрольные вопросы

Глава 13.

Микроклимат в гнезде пчел

Температурный режим

Влажность воздуха

Контрольные вопросы

Глава 14.

Восковыделение. Строительная деятельность пчел

Восковыделительные железы

Строительство сотов

Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел

- Восковыделение и медосбор

- Восковыделение и сила семьи

- Восковыделение и выращивание расплода

- Влияние матки на выделение воска

- Зависимость восковыделения от наличия свободного пространства в гнезде

- Затраты кормов на выделение воска

Старение сотов

Лабораторная работа № 10

Практическое занятие № 3

Контрольные вопросы

Глава 15.

Рост пчелиной семьи

I период - смена перезимовавших пчел

II период - период интенсивного роста

III период - накопление молодых пчел

Практическое занятие № 4

Контрольные вопросы

Глава 16.

Использование медосбора. Опыление растений пчелами

Летная деятельность пчел

Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара

Факторы, влияющие на продуктивность семьи

- Сила семьи

- Возрастной состав семьи

- Матка и расплод

- Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

- Размещение пчелиных семей на период медосбора

- Роение

Опыление сельскохозяйственных культур

- Роль пчел в опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур

- Приспособления в цветковых растениях для перекрестного опыления

- Взаимосвязь между ритмикой выделения растениями нектара и пыльцы и временем посещения их насекомыми

Медоносная пчела и окружающая среда

Практическое занятие № 5

Контрольные вопросы

Глава 17.

Роение

Признаки подготовки семьи к роению

Выход роя

Факторы, влияющие на появление роевого состояния

Практическое занятие № 6

Контрольные вопросы

Глава 18.

Зимовка пчел

Подготовка пчел к зимовке

Физиологические особенности пчел, идущих в зиму

Формирование зимнего клуба

- Структура зимнего клуба

- Температурный, влажностный, газовый режим зимнего клуба

Значение качества кормов для нормальной зимовки

Зимостойкость пчел

Возобновление активности пчел к концу зимовки

Практическое занятие № 7

Контрольные вопросы

Литература

II период - период интенсивного роста

II период — период интенсивного роста, когда молодые пчелы семей массой около 1 кг усиленно выкармливают расплод. Чем больше пчел-кормилиц, тем больше выращенного расплода. Однако в семьях массой 1,2-1,4 кг наблюдается тенденция к уменьшению количества выращиваемого расплода на единицу массы пчел (табл. 11).

Таблица 11.

Количество выращенного расплода в семьях разной силы

Количество пчел в семье, г

Выкормлено личинок

ячеек

на 1 кг пчел

800-1000

900

1000

1001-1200

1157

1052

1201-1400

1272

980

1401-1600

1315

877

1601-1800

1415

832

Как видно из данных, приведенных в табл. 11, с увеличением силы семей возрастает и количество выращенного расплода.

Интенсивность выращивания расплода находится в прямой зависимости от количества пчел в семье. В сильных семьях пчелы менее загружены работой по выращиванию расплода, поэтому они имеют возможность эффективно использовать имеющийся медосбор и создать большие запасы меда по сравнению с семьями меньшей силы.

Объясняется это тем, что для выращивания расплода из яиц, отложенных одной маткой, необходимо 2,5—3 кг пчел, и только сильная семья имеет резервы для использования их на медосборе. Характерной особенностью сильной пчелиной семьи является то, что с наступлением главного медосбора часть ее молодых пчел начинает участвовать в сборе нектара и его переработке, минуя стадию, когда она участвует в выращивании расплода.

Для слабых семей характерна низкая продуктивность. Объясняется это не только тем, что слабые семьи более интенсивно выращивают расплод и усиливаются позднее, в результате чего не всегда могут хорошо использовать ранний медосбор, но и тем, что выращенные в них пчелы по качеству уступают пчелам из сильных семей (табл. 12).

Таблица 12.

Характеристика пчел среднерусской породы,
выращенных в семьях разной силы

Показатели

Май

Июль

сильные

слабые

сильные

слабые

Масса пчелы, мг

113,0

101,3

117,7

111,3

Длина хоботка, мм

6,10

6,05

6,24

6,18

Расстояние между выступами третьего тергита, мм

4,86

4,73

4,89

4,88

Сумма длин третьего и четвертого тергитов, мм

4,77

4,62

4,76

4,74

Процент воды в теле пчелы

77,1

80,1

72,2

76,5

Какие же конкретно факторы предопределяют различия в качестве, т. е. в экстерьерных и интерьерных признаках рабочих пчел, выращенных в семьях различной силы? Это прежде всего уровень обеспеченности личинок кормом, температура и влажность гнезда.

Установлено, что количество корма в ячейках с личинками зависит от количества пчел в семье. В сильных семьях его всегда больше, чем в слабых.

Так, в весенний период в сильных семьях среднерусской породы в ячейках с 2,5—3-дневными личинками количество молочка составляло 5 мг против 3 мг в слабых семьях, а у серой горной кавказской — 8 мг и 6 мг соответственно. Сильные и слабые семьи обеих пород в августе больше откладывали корма в ячейки с личинками, чем в мае (соответственно 9 мг против 6 мг и 7 мг против 5 мг). Наиболее значительные различия между слабыми и сильными семьями в кормообеспеченности личинок наблюдались в августе у пчел среднерусской породы, что говорит о большом значении этого фактора для выращивания физиологически подготовленных к предстоящей зимовке пчел.

Одна из причин более обильного кормления личинок в сильных семьях — большее число пчел-кормилиц на одну личинку, чем в слабых семьях. Низкий уровень личиночного кормления в слабых семьях приводит к снижению массы и уменьшению размеров тела рабочих особей.

Необходимо наличие достаточных запасов меда в семье в весенне-летний период для интенсивного выращивания расплода. Только при высокой кормообеспеченности пчелиных семей в это время возможно вырастить достаточное количество высокопродуктивных пчел к началу главного медосбора. Поэтому в сильных и средних пчелиных семьях нельзя допускать снижения запасов углеводных кормов ниже 8 кг. Нужно также иметь в семье не менее двух гнездовых рамок с пергой.

В целях повышения уровня кормления личинок и выращивания полноценных рабочих пчел для использования главного медосбора необходимо в предшествующий период подвозить пасеки к источникам поддерживающего медосбора, учитывая при этом эффективность их использования пчелами данной породы.

Если такой возможности нет, то при отсутствии медосбора благоприятные условия для кормления личинок и, следовательно, выращивания наиболее полноценных, высокопродуктивных пчел необходимо создавать путем скармливания им небольших доз сахарного сиропа (1л воды на 1 кг сахара).

Крайне важное значение имеет обильное кормление личинок в конце активного сезона, так как оно необходимо для подготовки физиологически полноценных зимующих генераций пчел.

Существуют различия и в температурном режиме слабых и сильных семей. Наиболее значительны они в мае при внешней температуре 15—17 °С. В этот период в сильных семьях температура примерно на 1°С выше. Пониженная температура в слабых семьях неблагоприятно влияет на ранние стадии развития медоносных пчел.

В августе наблюдается снижение температуры в гнездах сильных семей по сравнению со слабыми на 0,4—1 °С. Вполне возможно, что снижение температуры в гнездах пчелиных семей в данное время играет положительную роль.

Г. Ф. Таранов (1961) выделяет в росте пчелиных семей массой до 2 кг второй период, для которого после смены перезимовавших пчел характерно выращивание расплода, прямо пропорциональное общему количеству пчел в семье. Если пчелиная популяция выходит из зимовки численностью 20 тыс. и более рабочих особей, то после смены перезимовавших пчел она вступает сразу же в III период роста и развития.
 

Учебник пчеловода

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

Учебник пчеловода

Вы смотрели страницу - II период - период интенсивного роста

Следующая страница  - III период - накопление молодых пчел

Предыдущая страница - I период - смена перезимовавших пчел

Вернуться к началу страницы II период - период интенсивного роста
 

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 

 


Индекс цитирования.