Биология медоносной пчелы

Учебники для техникумов. Зоотехния. М., ВО «Агропромиздат», 1991.

 

Карта сайта

Биология медоносной пчелы

Предисловие

Введение

Систематическое положение медоносной пчелы

История развития научных знаний о пчеле

РАЗДЕЛ I.

МОРФОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 1.

Внешнее строение

Головной отдел

Грудной отдел

Брюшной отдел

- Яд пчелы

Наружные покровы

- Кутикула

Лабораторная работа № 1

Контрольные вопросы

Глава 2.

Органы движения

Ножки

- Функции ножек

- Формирование обножки

Крылья

Лабораторная работа № 2

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ II.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 3.

Пищеварительная система

Органы пищеварения

- Отделы пищеварительного канала

- Железы, принимающие участие в процессах пищеварения

Корма, переработка кормов, пищеварение

- Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

- Пищеварение

Лабораторная работа № 3

Контрольные вопросы

Глава 4

Кровеносная и выделительная системы

Кровеносная система

- Строение и работа сердца

- Циркуляция гемолимфы

- Местные пульсирующие органы

- Гемолимфа

Выделительная система

Лабораторная работа №4

Контрольные вопросы

Глава 5.

Дыхательная система

Строение дыхательной системы

Процесс дыхания

Лабораторная работа № 5

Контрольные вопросы

Глава 6.

Органы размножения

Половая система трутня

Сперматогенез

Половая система матки

Половая система рабочей пчелы

Оогенез

Оплодотворение яиц и откладка их маткой

Процесс спаривания

Лабораторная работа №6

Контрольные вопросы

Глава 7.

Рост и развитие особей пчелиной семьи

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

- Стадия личинки

- Стадия предкуколки

- Стадия куколки

- Стадия имаго

- Обмен веществ в постэмбриональный период

Особенности развития матки

Особенности развития трутня

Лабораторная работа №7

Контрольные вопросы

Глава 8.

Нервная система

Строение нервной системы

Рефлекторная деятельность пчел

- Рефлексы

- Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел

Лабораторная работа № 8

Контрольные вопросы

Глава 9.

Органы чувств

Органы зрения

- Сложные глаза

- Простые глаза

- Восприятие пчелой предметов

Органы хеморецепции

- Органы обоняния

- Органы вкуса

- Органы восприятия температуры, влажности и СО2

Органы механорецепции

- Органы осязания

- Органы слуха

Ориентирование пчел в пространстве

Лабораторная работа № 9

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ III.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Глава 10.

Происхождение общественного образа жизни у пчел

Контрольные вопросы

Глава 11.

Семья пчел и ее гнездо

Состав пчелиной семьи

- Матка

- Рабочие пчелы

- Трутни

Гнездо пчел

Практическое занятие № 1

Контрольные вопросы

Глава 12.

Формы взаимосвязей в пчелиной семье

Феромоны

Пищевые контакты

Сигнальные движения

Ориентирование по аромату нектара, запахам

Разделение труда

Практическое занятие № 2

Контрольные вопросы

Глава 13.

Микроклимат в гнезде пчел

Температурный режим

Влажность воздуха

Контрольные вопросы

Глава 14.

Восковыделение. Строительная деятельность пчел

Восковыделительные железы

Строительство сотов

Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел

- Восковыделение и медосбор

- Восковыделение и сила семьи

- Восковыделение и выращивание расплода

- Влияние матки на выделение воска

- Зависимость восковыделения от наличия свободного пространства в гнезде

- Затраты кормов на выделение воска

Старение сотов

Лабораторная работа № 10

Практическое занятие № 3

Контрольные вопросы

Глава 15.

Рост пчелиной семьи

I период - смена перезимовавших пчел

II период - период интенсивного роста

III период - накопление молодых пчел

Практическое занятие № 4

Контрольные вопросы

Глава 16.

Использование медосбора. Опыление растений пчелами

Летная деятельность пчел

Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара

Факторы, влияющие на продуктивность семьи

- Сила семьи

- Возрастной состав семьи

- Матка и расплод

- Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

- Размещение пчелиных семей на период медосбора

- Роение

Опыление сельскохозяйственных культур

- Роль пчел в опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур

- Приспособления в цветковых растениях для перекрестного опыления

- Взаимосвязь между ритмикой выделения растениями нектара и пыльцы и временем посещения их насекомыми

Медоносная пчела и окружающая среда

Практическое занятие № 5

Контрольные вопросы

Глава 17.

Роение

Признаки подготовки семьи к роению

Выход роя

Факторы, влияющие на появление роевого состояния

Практическое занятие № 6

Контрольные вопросы

Глава 18.

Зимовка пчел

Подготовка пчел к зимовке

Физиологические особенности пчел, идущих в зиму

Формирование зимнего клуба

- Структура зимнего клуба

- Температурный, влажностный, газовый режим зимнего клуба

Значение качества кормов для нормальной зимовки

Зимостойкость пчел

Возобновление активности пчел к концу зимовки

Практическое занятие № 7

Контрольные вопросы

Литература

Температурный режим

Температурный режим. Прежде всего он предопределяется характером жизнедеятельности и состоянием самой семьи, хотя и находится в определенной зависимости от температуры окружающей среды.

Оптимальная температура тела пчелы в семье, воспитывающей расплод, 34—36 °С при колебании до 2 °С. Температура груди у отдельных пчел выше температуры брюшка. У группы пчел эта разница значительно меньше из-за выравнивания средней температуры окружающего их пространства. У пчелы вне ее жилища температура тела может быть выше температуры окружающей среды: на 14 °С у рабочих пчел и на 16 °С у трутней. В солнечных лучах у темных пчел температура хитина может быть на 3 °С выше, чем у светлых, что объясняется различной степенью абсорбции солнечного излучения.

Интенсивная и длительная деятельность, например взмахи крыльями, может вызвать повышение температуры тела до 40 °С. У летящей пчелы вследствие повышенного обмена веществ, а также вследствие прямого воздействия внешней температуры температура тела по сравнению с температурой окружающего воздуха повышается в среднем на 10 °С. Самая низкая температура у пчелы, находящейся в покое, 10 °С. Способность переносить такую температуру зависит прежде всего от наличия корма и сообщества пчел. Изолированные пчелы при значительно более высокой температуре воздуха менее жизнеспособны.

Еще опытами Пирша было показано, что отдельные пчелы способны в зависимости от температуры окружающей следы продуцировать или поглощать тепло. Так, если температура воздуха 35—40 °С, то и температура тела пчел находится на том же уровне. При низких температурах воздуха температура пчел выше окружающей среды.

Диапазон температур развития пчелиного расплода колеблется от 30 до 37—38 °С. Температурный оптимум развития пчел в постэмбриональный период весьма ограничен и, как правило, составляет 34—35 °С, что и принято считать нормой для печатного расплода. Одним из первых это было установлено выдающимся швейцарским натуралистом Губером (1750—1831).

В ряде исследований по изучению температуры в гнезде пчелиных семей приводятся данные о том, что во время весеннего развития семей наблюдается снижение температуры в зоне расплода до 30 С, тогда как во время активного летнего периода при наружной температуре 46 °С она достигает 42 °С. Однако такая высокая температура в пчелином гнезде наблюдается крайне редко, обычно она не поднимается выше 37—38 °С.

Большое влияние на стабильность температуры в области расплода оказывают его количество и сила семьи. Результаты измерения температуры в семьях с разным количеством пчелиных особей показали, что в весенний и раннелетний периоды, когда внешняя температура не превышает 17—18 °С, температура в зоне расплода в сильных семьях выше, чем в слабых. Это говорит о необходимости правильного и своевременного утепления гнезд пчелиных семей вообще, а слабых — особенно. Очевидно также, что достигаемое при этом уменьшение тепловых потерь в свою очередь сокращает расход запасов корма, изнашивание пчел.

Температура в зоне расплода отличается наибольшей стабильностью. Тем не менее в зависимости от месторасположения расплода как на соте, так и в гнезде температура может колебаться. По данным ряда авторов, температура в нижней части сота с расплодом по сравнению с центральной падает с 35 до 30—25 °С. Наиболее высокая температура наблюдается около расплода в центральной его части, а в верхней и особенно в нижней части улочек она понижается.

Самую стабильную температуру пчелы поддерживают на участках сотов с яйцами и молодыми личинками. С увеличением возраста личинок температура начинает колебаться в пределах 0,5 °С, а с началом запечатывания расплода в пределах 4 °С.

Механизм терморегуляции зависит от индивидуальных особенностей пчелиных семей. Семьи, полученные в результате родственного спаривания, при похолоданиях поддерживают более низкую и менее постоянную температуру в области расплода, чем неродственные.

К изменению в терморежиме расплодной части гнезда приводит содержание пчелиных семей в ульях разной конструкции.

Большие колебания температуры наблюдаются в безрасплодной зимующей пчелиной семье. Особенно это заметно в определенных участках гнезда при неблагоприятном влиянии окружающей среды. Амплитуда колебаний достигает 13 °С. С появлением расплода амплитуда уменьшается до 0,5 °С. Необходимую температуру в гнезде пчелы поддерживают в результате интенсивного обмена веществ. Для этого пчелы расходуют дополнительное количество корма.

Кроме того, поддержание температуры на определенном уровне обеспечивается и за счет мышечных сокращений пчел. В зависимости от внешней температуры клуб (скопище пчел) может расширяться и сжиматься. При очень холодной погоде сокращение клуба и его передвижение прекращается и наблюдается гибель пчел в наружном слое. Семьи пчел способны выдерживать значительные снижения температуры в том случае, если такие периоды недолги и сменяются периодами потепления, что дает им возможность восстанавливать свои силы. Семьи, состоящие преимущественно из молодых пчел, более устойчивы к снижению температуры и сохраняют повышенную жизнеспособность.

Таким образом, несмотря на довольно совершенную систему терморегуляции в пчелиных семьях, температурный режим как в зоне расплода, так и на других участках может варьировать в зависимости от целого ряда факторов. Это, в свою очередь, не может не сказаться тем или иным образом на характере развития пчелиных семей.

По данным Н. М. Кулагина (1899), охлаждение воздуха в зоне расплода до 5—8 °С в течение 1—3 ч ведет к гибели 5 % яиц и 4 % 1—4-дневных личинок. Наибольшей чувствительностью к подобного рода воздействиям отличаются куколки. После 2-часового пребывания при температуре 3 °С они все погибли.

При помещении расплода от одной матки в термостат с температурой 20, 25 и 27 °С расплод в первом варианте погибал через 11 дней, во втором — через 8 дней, в последнем — пчелы выводились и тут же погибали.

В опыте А. С. Михайлова (1927) печатный расплод выращивался при температуре 30 и 35 °С. Пчелы на стадии куколки, развивающиеся при 30 °С, обладали более коротким хоботком и большим брюшком, чем инкубированные при 35 °С.

Таким образом, отклонение от оптимальной температуры (34—35 °С) приводит к серьезным дефектам в экстерьере и даже к гибели пчел.

При оптимальной температуре продолжительность эмбрионального развития рабочих пчел составляет 3 суток, постэмбрионального — 17—19 суток. Повышение температуры ускоряет процесс развития, понижение — замедляет.

Интересную работу провел А. П. Силицкий (1936). Он выявил зависимость газообмена печатного расплода от уровня внешней температуры. При повышенной температуре во время метаморфоза физиологические процессы в организме пчелы протекают быстрее, в связи с чем интенсивность газообмена значительно возрастает. Так, при 32 °С 100 куколок за 1 ч потребляли 5,87 см3 кислорода, при 35 — 7, при 36 — до 8,83, при 37 °С — до 9,99 см3 кислорода.

Таким образом, воздействие различных температур вызывает ответные реакции организма пчел, выражающиеся в изменении массы и размеров тела, продолжительности онтогенеза, интенсивности дыхания ит. д.

В настоящее время довольно часто приходится инкубировать печатный расплод для тех или иных целей. Кроме того, в практическом пчеловодстве используют запечатанный расплод как для усиления слабых семей, так и для формирования отводков. Во всех этих ситуациях надо избегать отрицательного влияния неблагоприятных температур на качество рабочих пчел. Чтобы помочь слабым семьям поддержать температурный режим на оптимальном уровне, необходимо самым тщательным образом утеплять их гнезда в весенний и раннелетний период верхними и боковыми подушками. Кроме того, необходимо сокращать гнезда, а также закрывать верхний леток улья и уменьшать просвет нижнего летка.
 

Учебник пчеловода

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

Учебник пчеловода

Вы смотрели страницу - Температурный режим

Следующая страница  - Влажность воздуха

Предыдущая страница - Микроклимат в гнезде пчел

Вернуться к началу страницы Температурный режим


 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 

 


Индекс цитирования.