Биология медоносной пчелы

Учебники для техникумов. Зоотехния. М., ВО «Агропромиздат», 1991.

 

Карта сайта

Биология медоносной пчелы

Предисловие

Введение

Систематическое положение медоносной пчелы

История развития научных знаний о пчеле

РАЗДЕЛ I.

МОРФОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 1.

Внешнее строение

Головной отдел

Грудной отдел

Брюшной отдел

- Яд пчелы

Наружные покровы

- Кутикула

Лабораторная работа № 1

Контрольные вопросы

Глава 2.

Органы движения

Ножки

- Функции ножек

- Формирование обножки

Крылья

Лабораторная работа № 2

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ II.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 3.

Пищеварительная система

Органы пищеварения

- Отделы пищеварительного канала

- Железы, принимающие участие в процессах пищеварения

Корма, переработка кормов, пищеварение

- Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

- Пищеварение

Лабораторная работа № 3

Контрольные вопросы

Глава 4

Кровеносная и выделительная системы

Кровеносная система

- Строение и работа сердца

- Циркуляция гемолимфы

- Местные пульсирующие органы

- Гемолимфа

Выделительная система

Лабораторная работа №4

Контрольные вопросы

Глава 5.

Дыхательная система

Строение дыхательной системы

Процесс дыхания

Лабораторная работа № 5

Контрольные вопросы

Глава 6.

Органы размножения

Половая система трутня

Сперматогенез

Половая система матки

Половая система рабочей пчелы

Оогенез

Оплодотворение яиц и откладка их маткой

Процесс спаривания

Лабораторная работа №6

Контрольные вопросы

Глава 7.

Рост и развитие особей пчелиной семьи

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

- Стадия личинки

- Стадия предкуколки

- Стадия куколки

- Стадия имаго

- Обмен веществ в постэмбриональный период

Особенности развития матки

Особенности развития трутня

Лабораторная работа №7

Контрольные вопросы

Глава 8.

Нервная система

Строение нервной системы

Рефлекторная деятельность пчел

- Рефлексы

- Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел

Лабораторная работа № 8

Контрольные вопросы

Глава 9.

Органы чувств

Органы зрения

- Сложные глаза

- Простые глаза

- Восприятие пчелой предметов

Органы хеморецепции

- Органы обоняния

- Органы вкуса

- Органы восприятия температуры, влажности и СО2

Органы механорецепции

- Органы осязания

- Органы слуха

Ориентирование пчел в пространстве

Лабораторная работа № 9

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ III.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Глава 10.

Происхождение общественного образа жизни у пчел

Контрольные вопросы

Глава 11.

Семья пчел и ее гнездо

Состав пчелиной семьи

- Матка

- Рабочие пчелы

- Трутни

Гнездо пчел

Практическое занятие № 1

Контрольные вопросы

Глава 12.

Формы взаимосвязей в пчелиной семье

Феромоны

Пищевые контакты

Сигнальные движения

Ориентирование по аромату нектара, запахам

Разделение труда

Практическое занятие № 2

Контрольные вопросы

Глава 13.

Микроклимат в гнезде пчел

Температурный режим

Влажность воздуха

Контрольные вопросы

Глава 14.

Восковыделение. Строительная деятельность пчел

Восковыделительные железы

Строительство сотов

Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел

- Восковыделение и медосбор

- Восковыделение и сила семьи

- Восковыделение и выращивание расплода

- Влияние матки на выделение воска

- Зависимость восковыделения от наличия свободного пространства в гнезде

- Затраты кормов на выделение воска

Старение сотов

Лабораторная работа № 10

Практическое занятие № 3

Контрольные вопросы

Глава 15.

Рост пчелиной семьи

I период - смена перезимовавших пчел

II период - период интенсивного роста

III период - накопление молодых пчел

Практическое занятие № 4

Контрольные вопросы

Глава 16.

Использование медосбора. Опыление растений пчелами

Летная деятельность пчел

Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара

Факторы, влияющие на продуктивность семьи

- Сила семьи

- Возрастной состав семьи

- Матка и расплод

- Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

- Размещение пчелиных семей на период медосбора

- Роение

Опыление сельскохозяйственных культур

- Роль пчел в опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур

- Приспособления в цветковых растениях для перекрестного опыления

- Взаимосвязь между ритмикой выделения растениями нектара и пыльцы и временем посещения их насекомыми

Медоносная пчела и окружающая среда

Практическое занятие № 5

Контрольные вопросы

Глава 17.

Роение

Признаки подготовки семьи к роению

Выход роя

Факторы, влияющие на появление роевого состояния

Практическое занятие № 6

Контрольные вопросы

Глава 18.

Зимовка пчел

Подготовка пчел к зимовке

Физиологические особенности пчел, идущих в зиму

Формирование зимнего клуба

- Структура зимнего клуба

- Температурный, влажностный, газовый режим зимнего клуба

Значение качества кормов для нормальной зимовки

Зимостойкость пчел

Возобновление активности пчел к концу зимовки

Практическое занятие № 7

Контрольные вопросы

Литература

Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Летные пчелы собирают и несут корм в улей ежедневно, когда стоит теплая погода и цветут медоносные растения. Вместе с тем не каждая пчела сама отыскивает цветки с нектаром и пыльцой. Пчелы могут долго не обращать никакого внимания на источник корма, который находится рядом с ульем. Однако стоит всего одной пчеле попробовать этот корм, к нему вскоре после ее возвращения в улей прилетают сотни и тысячи других пчел. Следовательно, пчелы в улье могут оповещать друг друга о найденном источнике корма.

Еще в прошлом столетии были обнаружены и описаны особые сигнальные движения некоторых пчел на соте после возвращения в улей с медосбора. Именно этими своеобразными движениями оповещаются другие пчелы семьи об обнаруженном источнике корма.

Огромный вклад в изучение сигнальных движений внес Фриш, которому за эти работы в 1973 г. была присуждена Нобелевская премия. Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что при помощи сигнальных движений пчелы указывают расстояние до источника корма и направление к месту медосбора (Фриш, 1930; Линдауэр, 1960; М. Е. Лобашев. 1962; Н. Г. Лопатина, 1971; И. А. Левченко, 1971; Е. К. Еськов, 1981, и др.).

В зависимости от траектории движения пчелы сигнальные движения условно разделяют на круговые и восьмерочные, или виляющие (рис. 54). Если расстояние от улья до источника корма не превышает 100 м, то пчела совершает круговые сигнальные движения: бежит по кругу сначала в одном направлении, затем резко поворачивается и бежит в противоположном направлении.

С увеличением расстояния до источника корма сигнальные движения пчелы меняются — линия их движения начинает все больше походить на приплюснутую сверху цифру 8. Совершив один полукруг, пчела проходит некоторое расстояние по прямой линии, возвращаясь к первоначальной точке, затем совершает второй полукруг в обратном направлении. Бег по полукругам совершается сравнительно спокойно, но во время прямого пробега пчела энергично виляет из стороны в сторону телом, особенно кончиком брюшка, из-за чего эти сигнальные движения и получили название виляющих.

Сигнальные движения пчел о расстоянии до источника корма

Рис. 54. Сигнальные движения пчел о расстоянии до источника корма:

А - круговые; Б - восьмерочные
 

Чем больше расстояние от улья до источника корма, тем пробег по прямой линии становится длиннее, петли крупнее, а число фигур, совершаемых в единицу времени, меньше. Кроме того, если прямолинейный пробег с вилянием брюшка направлен вертикально — снизу вверх, это говорит о том, что нужно лететь из улья к солнцу, а если сверху вниз — против солнца (рис. 55).

Сигнальные движения пчел о направлении лета к источнику корма

Рис. 55. Сигнальные движения пчел о направлении лета к источнику корма:

А - на горизонтальной поверхности прилетной доски; Б, В, Г, Д - на вертикальной поверхности сота; К - источник корма; У - улей; С - солнце; а-б - направление действия силы тяжести

С. В. Макова (1958) показала, что угол, под которым пчела совершает прямой пробег, во всех случаях очень близок к солнечному углу, т. е. угол, который образуется между двумя линиями: от улья к солнцу и от улья к месту размещения источника корма.
По сигнальным движениям можно определить расстояние до источника корма (табл. 15).

Таблица 15.

Сигнализация пчел о расстоянии до источника корма
(по данным И. А. Левченко)

Расстояние до источника корма, м Среднее количество виляний в полном цикле сигнальных движений Общая продолжительность всего цикла сигнальных движений, с Продолжительность виляющего пробега, с
0 2,0 1,84 0,16
100 4,3 1,92 0,34
200 5,6 2,11 0,45
500 10,4 2,56 0,83
1000 18,9 3,15 1,51
2000 35,1 4,78 2,81

Интенсивность сигнальных движений зависит от изобилия корма. Если в одной из кормушек корм кончается, то мобилизующее влияние оказывает та группа, которая посещает богатый источник корма. Все группы пчел-сборщиц постоянно извещают друг друга о лучшем месте медосбора.

Установлено, что когда источник корма удален от улья более чем на 4,5—5 км, то возвращающиеся с него пчелы не совершают сигнальных движений, т. е. не оповещают пчел о его наличии.

Около пчелы, исполняющей сигнальные движения, всегда образуется свита, состоящая из 5—8 пчел. Образование свиты является безусловной ответной реакцией на сигнальные движения сборщиц корма. Между расстоянием до места пищевого подкрепления и численностью свиты существует прямая корреляционная зависимость: а увеличением расстояния увеличивается и численность свиты.

Во время сигнальных движений разведчица передает пчелам свиты корм, с которым они получают информацию и о запахе принесенного нектара. Запах источника корма, посещаемого пчелами, может удерживаться на их теле в течение 1—2 дней. Восприятие запаха корма значительно повышает эффективность кормособирательной деятельности пчел. Запах используется в качестве локального ориентира как новичками, так и пчелами, занимающимися в течение длительного времени доставкой корма в улей.

Кроме того, установлено, что медоносные пчелы, подобно другим общественным насекомым, таким, как муравьи, термиты и тригоны, могут метить кормовой участок собственными пахучими выделениями. Пахучие вещества выделяют железы лапок, ротового аппарата и Насонова железа. Пахучие вещества выполняют роль пахучих меток. Замечено, что пчелы — сборщицы нектара маркируют феромоном Насоновой железы лишь лучшие участки медоносов. Цветки, не содержащие нектара, пчелы метят репеллентным веществом, которое, напротив, отпугивает других пчел.

И. Ф. Седин (1969) провел наблюдения за поведением пчел, собирающих пыльцу. Сигнальные движения пчел, обнаруживших наличие пыльцы в природе, существенно не отличаются от сигнальных движений, мобилизующих пчел на сбор нектара. Вместе с тем сигнальные движения пчел, собирающих пыльцу с цветков растений, исполняются менее энергично и менее продолжительное время. Совершает сигнальные движения только небольшая часть пчел, собирающих пыльцу. Подавляющее число пчел приносит обножку без сигнальных движений.

В настоящее время доказано, что запах (феромоны) расплода определяют активность пчел — сборщиц пыльцы. Пчелы семьи со своим неизолированным расплодом собирают пыльцы больше, чем семьи с чужим расплодом в изоляторе с двойной сеткой, исключающей доступ пчел-кормилиц к личинкам. Но пчелы этой последней семьи собирают пыльцы больше, чем пчелы семьи, вовсе не имеющей расплода.

Установлена прямая зависимость между количеством открытого расплода в семье и активностью пчел-сборщиц. При удалении расплода из гнезда активность вылетающих пчел за медосбором падает с 88 до 47%. При добавлении открытого расплода активность пчел-сборщиц возрастает.

Пчелы-кормилицы стимулируют сбор пыльцы пчелами-сборщицами. Описанное доказывает, что расплод выделяет особые феромоны, которые воспринимаются пчелами-сборщицами.

Стимулирует сбор пыльцы и ее недостаток в улье. Если давать пыльцу сверху гнезда в кормушках, принос ее извне сокращается.

Пчелы-сборщицы одновременно собирают пыльцу с растений 10—13 видов, пчелы — сборщицы нектара посещают одновременно растения 20—23 видов. Нектар и пыльцу пчелы собирают одновременно с растений 6—9 видов.

Установлено, что настройка отдельных пчел-сборщиц на новое местоположение источника корма осуществляется только через 40 мин.


Учебник пчеловода

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

Учебник пчеловода


Вы смотрели страницу - Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Следующая страница  - Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара

Предыдущая страница - Летная деятельность пчел

Вернуться к началу страницы Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор


 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 


Индекс цитирования.