Биология медоносной пчелы

Учебники для техникумов. Зоотехния. М., ВО «Агропромиздат», 1991.

 

Карта сайта

Биология медоносной пчелы

Предисловие

Введение

Систематическое положение медоносной пчелы

История развития научных знаний о пчеле

РАЗДЕЛ I.

МОРФОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 1.

Внешнее строение

Головной отдел

Грудной отдел

Брюшной отдел

- Яд пчелы

Наружные покровы

- Кутикула

Лабораторная работа № 1

Контрольные вопросы

Глава 2.

Органы движения

Ножки

- Функции ножек

- Формирование обножки

Крылья

Лабораторная работа № 2

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ II.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 3.

Пищеварительная система

Органы пищеварения

- Отделы пищеварительного канала

- Железы, принимающие участие в процессах пищеварения

Корма, переработка кормов, пищеварение

- Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

- Пищеварение

Лабораторная работа № 3

Контрольные вопросы

Глава 4

Кровеносная и выделительная системы

Кровеносная система

- Строение и работа сердца

- Циркуляция гемолимфы

- Местные пульсирующие органы

- Гемолимфа

Выделительная система

Лабораторная работа №4

Контрольные вопросы

Глава 5.

Дыхательная система

Строение дыхательной системы

Процесс дыхания

Лабораторная работа № 5

Контрольные вопросы

Глава 6.

Органы размножения

Половая система трутня

Сперматогенез

Половая система матки

Половая система рабочей пчелы

Оогенез

Оплодотворение яиц и откладка их маткой

Процесс спаривания

Лабораторная работа №6

Контрольные вопросы

Глава 7.

Рост и развитие особей пчелиной семьи

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

- Стадия личинки

- Стадия предкуколки

- Стадия куколки

- Стадия имаго

- Обмен веществ в постэмбриональный период

Особенности развития матки

Особенности развития трутня

Лабораторная работа №7

Контрольные вопросы

Глава 8.

Нервная система

Строение нервной системы

Рефлекторная деятельность пчел

- Рефлексы

- Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел

Лабораторная работа № 8

Контрольные вопросы

Глава 9.

Органы чувств

Органы зрения

- Сложные глаза

- Простые глаза

- Восприятие пчелой предметов

Органы хеморецепции

- Органы обоняния

- Органы вкуса

- Органы восприятия температуры, влажности и СО2

Органы механорецепции

- Органы осязания

- Органы слуха

Ориентирование пчел в пространстве

Лабораторная работа № 9

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ III.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Глава 10.

Происхождение общественного образа жизни у пчел

Контрольные вопросы

Глава 11.

Семья пчел и ее гнездо

Состав пчелиной семьи

- Матка

- Рабочие пчелы

- Трутни

Гнездо пчел

Практическое занятие № 1

Контрольные вопросы

Глава 12.

Формы взаимосвязей в пчелиной семье

Феромоны

Пищевые контакты

Сигнальные движения

Ориентирование по аромату нектара, запахам

Разделение труда

Практическое занятие № 2

Контрольные вопросы

Глава 13.

Микроклимат в гнезде пчел

Температурный режим

Влажность воздуха

Контрольные вопросы

Глава 14.

Восковыделение. Строительная деятельность пчел

Восковыделительные железы

Строительство сотов

Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел

- Восковыделение и медосбор

- Восковыделение и сила семьи

- Восковыделение и выращивание расплода

- Влияние матки на выделение воска

- Зависимость восковыделения от наличия свободного пространства в гнезде

- Затраты кормов на выделение воска

Старение сотов

Лабораторная работа № 10

Практическое занятие № 3

Контрольные вопросы

Глава 15.

Рост пчелиной семьи

I период - смена перезимовавших пчел

II период - период интенсивного роста

III период - накопление молодых пчел

Практическое занятие № 4

Контрольные вопросы

Глава 16.

Использование медосбора. Опыление растений пчелами

Летная деятельность пчел

Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара

Факторы, влияющие на продуктивность семьи

- Сила семьи

- Возрастной состав семьи

- Матка и расплод

- Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

- Размещение пчелиных семей на период медосбора

- Роение

Опыление сельскохозяйственных культур

- Роль пчел в опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур

- Приспособления в цветковых растениях для перекрестного опыления

- Взаимосвязь между ритмикой выделения растениями нектара и пыльцы и временем посещения их насекомыми

Медоносная пчела и окружающая среда

Практическое занятие № 5

Контрольные вопросы

Глава 17.

Роение

Признаки подготовки семьи к роению

Выход роя

Факторы, влияющие на появление роевого состояния

Практическое занятие № 6

Контрольные вопросы

Глава 18.

Зимовка пчел

Подготовка пчел к зимовке

Физиологические особенности пчел, идущих в зиму

Формирование зимнего клуба

- Структура зимнего клуба

- Температурный, влажностный, газовый режим зимнего клуба

Значение качества кормов для нормальной зимовки

Зимостойкость пчел

Возобновление активности пчел к концу зимовки

Практическое занятие № 7

Контрольные вопросы

Литература

Выход роя

Непосредственно перед выходом роя часть пчел внутри гнезда становятся неподвижными, часть — очень возбужденными. Последние форсируют путь среди других пчел в семье, делая неправильные зигзагообразные движения, вибрируя при этом брюшком и жужжа.

Возбуждение передается большой части пчел. Рабочие пчелы толкают матку к выходу из улья. В результате матка покидает улей вместе с большим количеством сопровождающих ее рабочих пчел. Выход роя из улья занимает несколько минут. Если по каким-либо причинам матка терпит неудачу, то рой возвращается в семью. Число сопровождающих матку пчел зависит от силы семьи. Бывают случаи, когда сильные семьи отпускают рои массой до 3 кг. Как правило, средняя величина роя 1,5 кг. Количество трутней в рое сильно варьирует. В среднем оно составляет 1% всего количества рабочих особей. Роящиеся пчелы издают характерный гул, по которому можно узнать о выходе роя.

Рой передвигается со скоростью 19—24 км/ч на высоте от 1,5 до 6 м от земли. Рой в полете способен обнаруживать присутствие своей матки по запаху выделяемой ею 9-окси-транс-2-деценовой кислоты. Этот феромон наиболее привлекателен для пчел на высоте 1,3 м от земли. Рабочие же пчелы направляют движение роя с маткой посредством выделения феромона железой Насонова.

Чаще всего рои прививаются на деревьях, реже на кустарниках. Бывают случаи, когда рой садится на строения, землю, заборы. На образовавшейся роевой грозди можно заметить „танцующих" пчел. Частично это пчелы-разведчицы, которые в материнской семье функционировали в качестве фуражиров. Они ответственны за нахождение нового места гнездования. Жилище для новой пчелиной семьи может находиться иногда вблизи, а иногда и за многие километры от старого места обитания. Пчелы-разведчицы сообщают о направлении и расстоянии до найденного ими возможного места обитания. Первые пчелы-разведчицы „информируют" пчел роя о многих возможных местах. После выбора наилучшего места роевая гроздь распадается и пчелы направляются к нему. Иногда бывает, что пчелы-разведчицы не могут правильно оценить возможные варианты, тогда рой начинает строительство гнезда на временном участке.

Критерии, которыми руководствуются пчелы при выборе жилища, следующие: защищенность жилища от ветра; независимость от муравьев и наводнений; соответствующая величина помещения; небольшое расстояние от старого места гнездования.

Первый рой (вышедший с плодной маткой) называется перваком. Выход первого роя, если благоприятна погода, происходит через 8—9 дней после откладки яиц в первую мисочку (период запечатывания маточной ячейки), как правило, в первую половину дня или в середине дня. В улье остаются часть рабочих пчел, расплод, запечатанные маточники.

После выхода роя-первака материнская семья остается без матки. Только приблизительно через 8 дней готова выйти одна из неплодных маток. В ряде случаев после выхода из ячейки первой матки пчелы уничтожают все остальные маточники и таким образом процесс роения завершается. Однако, как это было замечено еще Батлером (1609), одна семья может отпустить несколько повторных роев. Последующие рои непременно содержат неплодную матку и выходят до тех пор, пока не уменьшится перенаселенность материнской семьи. Было замечено, что на количество повторных роев наибольшее влияние оказывает численность пчелиной семьи и погодные условия.

Целым рядом исследователей, начиная с Губера, было замечено, что после выхода первого роя, когда в семье еще не имеется матки, последняя, прежде чем выйти из маточника, начинает издавать своеобразные звуки, которые пчеловоды называют „кваканием". Если матка не получает извне ответа, что означает отсутствие матки в гнезде пчелиной семьи, то она прогрызает крышечку маточника и выходит из него. После того как созревает следующая матка, она также начинает издавать подобные звуки. Матка, вышедшая ранее, в этом случае беспокойно бегает по сотам, периодически останавливается и издает звуки, которые называются тюканьем („тю-тю"). Это „пение" маток обычно хорошо слышно вечером и рано утром и является признаком выхода второго роя. Пчелиная семья, прежде чем выпустить второй рой с молодой маткой, задерживает выход других маток из их ячеек, предотвращая тем самым атаку молодой матки на своих сестер, находящихся в маточниках. Пение заканчивается после выхода роя. Пчелы, находящиеся около „поющей" неплодной матки, спокойны до тех пор, пока не прекратится пение.

Как правило, вторые и третьи рои бывают небольшими и выходят обычно с неплодной маткой. Поэтому пчеловоды стараются не допускать этого, уничтожая все маточники, кроме одного.

По достижении 2-дневного возраста матка, если будет благоприятствовать погода, начинает совершать так называемые ориентировочные полеты. Как правило, их бывает много, продолжительностью от 2 до 10—15 мин. Во время этих облетов молодая матка знакомится с положением улья относительно окружающих предметов и с местностью вокруг пасеки. На 7—8-й день после выхода из маточника неплодная матка готова к спариванию. При неблагоприятной погоде вылет матки может задержаться до 35 дней. Молодая матка вылетает на спаривание в наиболее теплую часть дня (между 12—17 ч) 1—4 раза. Через 3-4 дня после спаривания с трутнями матка начинает яйцекладку.
 

Учебник пчеловода

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

Учебник пчеловода

Вы смотрели страницу - Выход роя

Следующая страница  - Факторы, влияющие на появление роевого состояния

Предыдущая страница - Признаки подготовки семьи к роению

Вернуться к началу страницы Выход роя
 

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 

 


Индекс цитирования.