Биология медоносной пчелы

Учебники для техникумов. Зоотехния. М., ВО «Агропромиздат», 1991.

 

Карта сайта

Биология медоносной пчелы

Предисловие

Введение

Систематическое положение медоносной пчелы

История развития научных знаний о пчеле

РАЗДЕЛ I.

МОРФОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 1.

Внешнее строение

Головной отдел

Грудной отдел

Брюшной отдел

- Яд пчелы

Наружные покровы

- Кутикула

Лабораторная работа № 1

Контрольные вопросы

Глава 2.

Органы движения

Ножки

- Функции ножек

- Формирование обножки

Крылья

Лабораторная работа № 2

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ II.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 3.

Пищеварительная система

Органы пищеварения

- Отделы пищеварительного канала

- Железы, принимающие участие в процессах пищеварения

Корма, переработка кормов, пищеварение

- Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

- Пищеварение

Лабораторная работа № 3

Контрольные вопросы

Глава 4

Кровеносная и выделительная системы

Кровеносная система

- Строение и работа сердца

- Циркуляция гемолимфы

- Местные пульсирующие органы

- Гемолимфа

Выделительная система

Лабораторная работа №4

Контрольные вопросы

Глава 5.

Дыхательная система

Строение дыхательной системы

Процесс дыхания

Лабораторная работа № 5

Контрольные вопросы

Глава 6.

Органы размножения

Половая система трутня

Сперматогенез

Половая система матки

Половая система рабочей пчелы

Оогенез

Оплодотворение яиц и откладка их маткой

Процесс спаривания

Лабораторная работа №6

Контрольные вопросы

Глава 7.

Рост и развитие особей пчелиной семьи

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

- Стадия личинки

- Стадия предкуколки

- Стадия куколки

- Стадия имаго

- Обмен веществ в постэмбриональный период

Особенности развития матки

Особенности развития трутня

Лабораторная работа №7

Контрольные вопросы

Глава 8.

Нервная система

Строение нервной системы

Рефлекторная деятельность пчел

- Рефлексы

- Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел

Лабораторная работа № 8

Контрольные вопросы

Глава 9.

Органы чувств

Органы зрения

- Сложные глаза

- Простые глаза

- Восприятие пчелой предметов

Органы хеморецепции

- Органы обоняния

- Органы вкуса

- Органы восприятия температуры, влажности и СО2

Органы механорецепции

- Органы осязания

- Органы слуха

Ориентирование пчел в пространстве

Лабораторная работа № 9

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ III.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Глава 10.

Происхождение общественного образа жизни у пчел

Контрольные вопросы

Глава 11.

Семья пчел и ее гнездо

Состав пчелиной семьи

- Матка

- Рабочие пчелы

- Трутни

Гнездо пчел

Практическое занятие № 1

Контрольные вопросы

Глава 12.

Формы взаимосвязей в пчелиной семье

Феромоны

Пищевые контакты

Сигнальные движения

Ориентирование по аромату нектара, запахам

Разделение труда

Практическое занятие № 2

Контрольные вопросы

Глава 13.

Микроклимат в гнезде пчел

Температурный режим

Влажность воздуха

Контрольные вопросы

Глава 14.

Восковыделение. Строительная деятельность пчел

Восковыделительные железы

Строительство сотов

Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел

- Восковыделение и медосбор

- Восковыделение и сила семьи

- Восковыделение и выращивание расплода

- Влияние матки на выделение воска

- Зависимость восковыделения от наличия свободного пространства в гнезде

- Затраты кормов на выделение воска

Старение сотов

Лабораторная работа № 10

Практическое занятие № 3

Контрольные вопросы

Глава 15.

Рост пчелиной семьи

I период - смена перезимовавших пчел

II период - период интенсивного роста

III период - накопление молодых пчел

Практическое занятие № 4

Контрольные вопросы

Глава 16.

Использование медосбора. Опыление растений пчелами

Летная деятельность пчел

Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара

Факторы, влияющие на продуктивность семьи

- Сила семьи

- Возрастной состав семьи

- Матка и расплод

- Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

- Размещение пчелиных семей на период медосбора

- Роение

Опыление сельскохозяйственных культур

- Роль пчел в опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур

- Приспособления в цветковых растениях для перекрестного опыления

- Взаимосвязь между ритмикой выделения растениями нектара и пыльцы и временем посещения их насекомыми

Медоносная пчела и окружающая среда

Практическое занятие № 5

Контрольные вопросы

Глава 17.

Роение

Признаки подготовки семьи к роению

Выход роя

Факторы, влияющие на появление роевого состояния

Практическое занятие № 6

Контрольные вопросы

Глава 18.

Зимовка пчел

Подготовка пчел к зимовке

Физиологические особенности пчел, идущих в зиму

Формирование зимнего клуба

- Структура зимнего клуба

- Температурный, влажностный, газовый режим зимнего клуба

Значение качества кормов для нормальной зимовки

Зимостойкость пчел

Возобновление активности пчел к концу зимовки

Практическое занятие № 7

Контрольные вопросы

Литература

Особенности развития матки

Личинка, из которой развивается матка, выходит, как и личинка рабочей пчелы, из оплодотворенного яйца и в первые дни ничем не отличается от личинки рабочей пчелы.

Пчелы выводят маток в трех случаях: при подготовке к роению, при потере или гибели матки, при смене старой матки.

В связи с этим существует два вида маточников: роевые и свищевые. В нормальных условиях при подготовке к роению пчелы отстраивают на сотах (на ребрах или на нижнем крае) мисочки, в которые матка откладывает яйца. По мере роста личинки пчелы надстраивают стенки мисочки, вследствие чего получается особая форма ячейки — маточник. В этом случае пчелы закладывают роевые маточники. В случае гибели (потери) матки пчелы строят свищевые маточники. Для этого пчелы выбирают ячейку с личинкой, вокруг которой сгрызают стенки соседних ячеек, таким образом расширяя ее. В результате перестройки узкие шестигранные пчелиные ячейки превращаются в широкие мисочки. Выбранную личинку пчелы снабжают большим количеством молочка. Свищевые маточники, как правило, находятся в расплодной зоне, но иногда их отстраивают и в нижней части гнезда. Способность пчелиной семьи отстраивать свищевые маточники позволяет ей выжить при неожиданной гибели матки.

Из яйца личинка вылупляется через 3 дня. В течение всей личиночной стадии маточную личинку кормят молочком, состоящим из одинакового количества различных секретов: прозрачного и молочно-мутного. Чем старше маточная личинка, тем больше число кормлений. Имеются данные, что в пересчете на 1 ч количество посещений рабочими пчелами маточной личинки возрастает: с 13 у 1-дневной до 16.у 3-дневной и до 25 — у 4-дневной. При этом продолжительность каждого кормления также увеличивается.

Рембольд (1982) подсчитал, что маточная личинка за весь период кормления получала корм 1600 раз, причем на пребывание у каждой маточной личинки кормилицей было потрачено в общей сложности в среднем 17 ч. Количество маточного молочка, принесенного в каждый маточник, равнялось приблизительно 1,5 г.

Корм в маточных ячейках имеется и после запечатывания ячейки (через 7,5 дней), поэтому личинка продолжает питаться и масса ее увеличивается, достигая максимума через сутки после этого. К концу стадии личинки масса маток увеличивается в 2926 раз.
С развитием у маточной личинки происходят линьки, количество которых не отличается от линек личинок рабочих пчел.

Различия в строении тела между личинкой рабочей пчелы и матки проявляется только после 3-го дня личиночной стадии, а в физиологии и обмене веществ — значительно раньше.

Так, Щуп и Диксон (1959) показали, что первые 15 ч маточная личинка при одинаковом потреблении кислорода выделяет больше СО2, чем личинка рабочей пчелы. Для маточной личинки характерен более высокий уровень содержания ювенильного гормона.

Результаты исследований Цандера и Беккера (1925) показали, что у маток, выведенных из личинок до 3-дневного возраста, развитие таких органов, как яичники, семяприемник, гипофаренгиальные железы, полностью соответствуют норме. Эти данные позволили Цандеру рекомендовать возрастной предел использования личинок для вывода маток 1,5 дня.

Вайссом (1971) установлено, что матки, выведенные из яиц и молодых (до 1,5-дневного возраста) личинок, по таким признакам, как масса тела, число яйцевых трубочек, форма головы, передние челюсти и задние ножки почти не отличились друг от друга.
Стадия личинки у матки продолжается 5 дней. Затем личинка матки, так же как и личинка рабочей пчелы, начинает прясть кокон. Механизм этого процесса сходен с прядением кокона личинками рабочих пчел. Однако в отличие от личинки рабочей пчелы личинка матки часто прекращает прядение кокона и начинает потреблять корм. П. М. Комаровым (1937) установлено, что из 24 ч шестых суток личиночной стадии маточная особь 12 ч тратит на поедание корма. С прекращением прядения кокона личинка выпрямляется, становится неподвижной — наступает стадия предкуколки. Процессы, происходящие на стадии предкуколки и куколки, у матки носят сходный характер с процессами, протекающими на этих стадиях у рабочей пчелы.

Детально изучив процесс развития половых органов у матки, профессор Г. А. Кожевников (1905) пришел к выводу, что наиболее интенсивное развитие яичников происходит у матки тогда, когда все ткани личинки подверглись распаду и питание органов идет за счет материала, образовавшегося при гистолизе.

К концу стадии личинки количество яйцевых трубочек в яичнике маточной личинки достигает 150—200. Постепенно они меняют свое первоначальное положение. Затем расширяются части яйцевода, примыкающего к яичнику, и, наконец, образуются парные яйцеводы. Яйцевые трубочки на протяжении личиночной стадии увеличиваются в размере и при дальнейшем развитии образуют яичник.

В отличие от рабочей пчелы матка свое развитие заканчивает на 16-й день. Пчелы запечатывают ячейки с рабочей личинкой через 8 дней, а маточной — через 7,5 дней.

Матка самостоятельно прогрызает маточник и, выходит из него. Первоначально матка сама заполняет зобик медом, но вскоре корм она получает исключительно от рабочих пчел. Длина туловища у матки составляет 15—25 мм, масса тела — 220-300 мг. Она является единственной женской особью с развитыми половыми органами.
 

Учебник пчеловода

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

Учебник пчеловода

Вы смотрели страницу - Особенности развития матки

Следующая страница  - Особенности развития трутня

Предыдущая страница - Обмен веществ в постэмбриональный период

Вернуться к началу страницы Особенности развития матки

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 

 


Индекс цитирования.