Биология медоносной пчелы

Учебники для техникумов. Зоотехния. М., ВО «Агропромиздат», 1991.

 

Карта сайта

Биология медоносной пчелы

Предисловие

Введение

Систематическое положение медоносной пчелы

История развития научных знаний о пчеле

РАЗДЕЛ I.

МОРФОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 1.

Внешнее строение

Головной отдел

Грудной отдел

Брюшной отдел

- Яд пчелы

Наружные покровы

- Кутикула

Лабораторная работа № 1

Контрольные вопросы

Глава 2.

Органы движения

Ножки

- Функции ножек

- Формирование обножки

Крылья

Лабораторная работа № 2

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ II.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 3.

Пищеварительная система

Органы пищеварения

- Отделы пищеварительного канала

- Железы, принимающие участие в процессах пищеварения

Корма, переработка кормов, пищеварение

- Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

- Пищеварение

Лабораторная работа № 3

Контрольные вопросы

Глава 4

Кровеносная и выделительная системы

Кровеносная система

- Строение и работа сердца

- Циркуляция гемолимфы

- Местные пульсирующие органы

- Гемолимфа

Выделительная система

Лабораторная работа №4

Контрольные вопросы

Глава 5.

Дыхательная система

Строение дыхательной системы

Процесс дыхания

Лабораторная работа № 5

Контрольные вопросы

Глава 6.

Органы размножения

Половая система трутня

Сперматогенез

Половая система матки

Половая система рабочей пчелы

Оогенез

Оплодотворение яиц и откладка их маткой

Процесс спаривания

Лабораторная работа №6

Контрольные вопросы

Глава 7.

Рост и развитие особей пчелиной семьи

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

- Стадия личинки

- Стадия предкуколки

- Стадия куколки

- Стадия имаго

- Обмен веществ в постэмбриональный период

Особенности развития матки

Особенности развития трутня

Лабораторная работа №7

Контрольные вопросы

Глава 8.

Нервная система

Строение нервной системы

Рефлекторная деятельность пчел

- Рефлексы

- Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел

Лабораторная работа № 8

Контрольные вопросы

Глава 9.

Органы чувств

Органы зрения

- Сложные глаза

- Простые глаза

- Восприятие пчелой предметов

Органы хеморецепции

- Органы обоняния

- Органы вкуса

- Органы восприятия температуры, влажности и СО2

Органы механорецепции

- Органы осязания

- Органы слуха

Ориентирование пчел в пространстве

Лабораторная работа № 9

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ III.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Глава 10.

Происхождение общественного образа жизни у пчел

Контрольные вопросы

Глава 11.

Семья пчел и ее гнездо

Состав пчелиной семьи

- Матка

- Рабочие пчелы

- Трутни

Гнездо пчел

Практическое занятие № 1

Контрольные вопросы

Глава 12.

Формы взаимосвязей в пчелиной семье

Феромоны

Пищевые контакты

Сигнальные движения

Ориентирование по аромату нектара, запахам

Разделение труда

Практическое занятие № 2

Контрольные вопросы

Глава 13.

Микроклимат в гнезде пчел

Температурный режим

Влажность воздуха

Контрольные вопросы

Глава 14.

Восковыделение. Строительная деятельность пчел

Восковыделительные железы

Строительство сотов

Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел

- Восковыделение и медосбор

- Восковыделение и сила семьи

- Восковыделение и выращивание расплода

- Влияние матки на выделение воска

- Зависимость восковыделения от наличия свободного пространства в гнезде

- Затраты кормов на выделение воска

Старение сотов

Лабораторная работа № 10

Практическое занятие № 3

Контрольные вопросы

Глава 15.

Рост пчелиной семьи

I период - смена перезимовавших пчел

II период - период интенсивного роста

III период - накопление молодых пчел

Практическое занятие № 4

Контрольные вопросы

Глава 16.

Использование медосбора. Опыление растений пчелами

Летная деятельность пчел

Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара

Факторы, влияющие на продуктивность семьи

- Сила семьи

- Возрастной состав семьи

- Матка и расплод

- Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

- Размещение пчелиных семей на период медосбора

- Роение

Опыление сельскохозяйственных культур

- Роль пчел в опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур

- Приспособления в цветковых растениях для перекрестного опыления

- Взаимосвязь между ритмикой выделения растениями нектара и пыльцы и временем посещения их насекомыми

Медоносная пчела и окружающая среда

Практическое занятие № 5

Контрольные вопросы

Глава 17.

Роение

Признаки подготовки семьи к роению

Выход роя

Факторы, влияющие на появление роевого состояния

Практическое занятие № 6

Контрольные вопросы

Глава 18.

Зимовка пчел

Подготовка пчел к зимовке

Физиологические особенности пчел, идущих в зиму

Формирование зимнего клуба

- Структура зимнего клуба

- Температурный, влажностный, газовый режим зимнего клуба

Значение качества кормов для нормальной зимовки

Зимостойкость пчел

Возобновление активности пчел к концу зимовки

Практическое занятие № 7

Контрольные вопросы

Литература

Восковыделение и выращивание расплода

Восковыделение и выращивание расплода. Период, в течение которого пчелы выделяют основное количество воска, совпадает со временем выращивания расплода. В связи с этим возникает вопрос: какова взаимосвязь между восковыделением пчел и выкармливанием ими личинок?

Зависимость восковыделения от выращивания расплода была впервые обнаружена академиком Н. М. Кулагиным (1919). Он обратил внимание на то, что воск пчелы всегда выделяют в зависимости от развития семьи. Позже стало известно, что наиболее развиты гипофарингеальные железы у молодых пчел в возрасте 9—12 дней, которые заняты воспитанием расплода. Кроме того, имеется полное соответствие степени развития желез с количеством расплода в семье пчел. У большей части старых летных пчел в возрасте 20 дней и старше гипофарингеальные железы по своему морфологическому и гистологическому строению сходны с железами 1-дневных пчел. Гистологическими исследованиями установлено, что у одних и тех же рабочих пчел гипофарингеальные и восковыделительные железы бывают одновременно хорошо развиты и интенсивно выделяют секрет. Следовательно, молодые рабочие пчелы могут принимать участие и в строительстве сотов, и в выращивании расплода.

В какой же взаимосвязи находятся обе эти функции? Не тормозит ли усиленная работа по восковыделению работу по кормлению личинок?

Для выяснения этих вопросов были поставлены специальные опыты (Г. Ф. Таранов, 1936). Были сформированы семьи из молодых пчел с плодными матками (по 1 кг). Пчелиные семьи были помещены в такие условия, при которых пчелы одной из семей могли выполнять главным образом функцию по строительству сотов, пчелы другой семьи, наоборот, совершенно не могли строить соты, но у нее были все условия для кормления личинок. Наконец, пчелы третьей семьи могли одновременно и строить, и кормить личинок. Все семьи получали одинаковое количество 60%-ного раствора меда и сотов с пергой.

Исследования показали, что от семей, одновременно кормивших личинок и выделявших воск, получено воска примерно столько же, сколько от семей, только выделявших воск. Не установлено различий и в количестве выкормленного расплода пчелами, занимавшимися исключительно выращиванием расплода.

Следовательно, наиболее полно проявляется у пчел способность к восковыделению и кормлению личинок в тех случаях, когда они одновременно выполняют обе эти функции.

Установлено, что наиболее сильное восковыделение приходится на время максимального кормления личинок. Уменьшение количества выкармливаемых личинок всегда приводит к уменьшению восковыделения в семьях. Прекращение выкармливания личинок вызывает и остановку восковыделения.

В пчелиной семье как целостной взаимосвязанной биологической системе не существует постоянной группы молодых пчел, занятых исключительно выделением воска и строительством сотов.

М. Линдауэр (1953), наблюдая за поведением пчел в небольших семейках, установил, что пчелы одного и того же возраста выполняют одновременно различные работы по уходу за гнездом и расплодом, в частности, совмещая кормление личинок разного возраста с постройкой сотов. У пчел, совмещающих выкармливание расплода и строительство сотов, наиболее развиты клетки гипофарингеальных и восковыделительных желез. Пчелы, работающие на строящемся соте, беспрерывно меняются.

Наблюдения за пчелами, помеченными краской на строящемся соте, показали, что до 73% из них в последующем оказываются на сотах с расплодом (В. П. Лебедева, 1985). По данным Г. Ф. Таранова (1936), из пчел, помеченных краской на строящемся соте, на следующий день оставались и продолжали выполнять ту же функцию лишь 3—5% пчел.
Отмеченное убедительно доказывает, что молодые пчелы выполняют в одно и то же время работы и по кормлению личинок, и по строительству сотов. Чем больше пчела кормит личинок и лучше питается, тем обильнее она выделяет воск. Она затем или сама непосредственно участвует в строительстве сота, или передает образовавшиеся у нее восковые пластинки другим пчелам-строительницам, а сама вновь возвращается к кормлению личинок. Известно, что среди пчел, строящих соты, всегда имеются от 23 до 43% пчел, которые сами не имеют восковых пластинок.
 

Учебник пчеловода

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

Учебник пчеловода

Вы смотрели страницу - Восковыделение и выращивание расплода

Следующая страница  - Влияние матки на выделение воска

Предыдущая страница - Восковыделение и сила семьи

Вернуться к началу страницы Восковыделение и выращивание расплода
 

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 

 


Индекс цитирования.