Биология медоносной пчелы

Учебники для техникумов. Зоотехния. М., ВО «Агропромиздат», 1991.

 

Карта сайта

Биология медоносной пчелы

Предисловие

Введение

Систематическое положение медоносной пчелы

История развития научных знаний о пчеле

РАЗДЕЛ I.

МОРФОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 1.

Внешнее строение

Головной отдел

Грудной отдел

Брюшной отдел

- Яд пчелы

Наружные покровы

- Кутикула

Лабораторная работа № 1

Контрольные вопросы

Глава 2.

Органы движения

Ножки

- Функции ножек

- Формирование обножки

Крылья

Лабораторная работа № 2

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ II.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 3.

Пищеварительная система

Органы пищеварения

- Отделы пищеварительного канала

- Железы, принимающие участие в процессах пищеварения

Корма, переработка кормов, пищеварение

- Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

- Пищеварение

Лабораторная работа № 3

Контрольные вопросы

Глава 4

Кровеносная и выделительная системы

Кровеносная система

- Строение и работа сердца

- Циркуляция гемолимфы

- Местные пульсирующие органы

- Гемолимфа

Выделительная система

Лабораторная работа №4

Контрольные вопросы

Глава 5.

Дыхательная система

Строение дыхательной системы

Процесс дыхания

Лабораторная работа № 5

Контрольные вопросы

Глава 6.

Органы размножения

Половая система трутня

Сперматогенез

Половая система матки

Половая система рабочей пчелы

Оогенез

Оплодотворение яиц и откладка их маткой

Процесс спаривания

Лабораторная работа №6

Контрольные вопросы

Глава 7.

Рост и развитие особей пчелиной семьи

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

- Стадия личинки

- Стадия предкуколки

- Стадия куколки

- Стадия имаго

- Обмен веществ в постэмбриональный период

Особенности развития матки

Особенности развития трутня

Лабораторная работа №7

Контрольные вопросы

Глава 8.

Нервная система

Строение нервной системы

Рефлекторная деятельность пчел

- Рефлексы

- Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел

Лабораторная работа № 8

Контрольные вопросы

Глава 9.

Органы чувств

Органы зрения

- Сложные глаза

- Простые глаза

- Восприятие пчелой предметов

Органы хеморецепции

- Органы обоняния

- Органы вкуса

- Органы восприятия температуры, влажности и СО2

Органы механорецепции

- Органы осязания

- Органы слуха

Ориентирование пчел в пространстве

Лабораторная работа № 9

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ III.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Глава 10.

Происхождение общественного образа жизни у пчел

Контрольные вопросы

Глава 11.

Семья пчел и ее гнездо

Состав пчелиной семьи

- Матка

- Рабочие пчелы

- Трутни

Гнездо пчел

Практическое занятие № 1

Контрольные вопросы

Глава 12.

Формы взаимосвязей в пчелиной семье

Феромоны

Пищевые контакты

Сигнальные движения

Ориентирование по аромату нектара, запахам

Разделение труда

Практическое занятие № 2

Контрольные вопросы

Глава 13.

Микроклимат в гнезде пчел

Температурный режим

Влажность воздуха

Контрольные вопросы

Глава 14.

Восковыделение. Строительная деятельность пчел

Восковыделительные железы

Строительство сотов

Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел

- Восковыделение и медосбор

- Восковыделение и сила семьи

- Восковыделение и выращивание расплода

- Влияние матки на выделение воска

- Зависимость восковыделения от наличия свободного пространства в гнезде

- Затраты кормов на выделение воска

Старение сотов

Лабораторная работа № 10

Практическое занятие № 3

Контрольные вопросы

Глава 15.

Рост пчелиной семьи

I период - смена перезимовавших пчел

II период - период интенсивного роста

III период - накопление молодых пчел

Практическое занятие № 4

Контрольные вопросы

Глава 16.

Использование медосбора. Опыление растений пчелами

Летная деятельность пчел

Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара

Факторы, влияющие на продуктивность семьи

- Сила семьи

- Возрастной состав семьи

- Матка и расплод

- Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

- Размещение пчелиных семей на период медосбора

- Роение

Опыление сельскохозяйственных культур

- Роль пчел в опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур

- Приспособления в цветковых растениях для перекрестного опыления

- Взаимосвязь между ритмикой выделения растениями нектара и пыльцы и временем посещения их насекомыми

Медоносная пчела и окружающая среда

Практическое занятие № 5

Контрольные вопросы

Глава 17.

Роение

Признаки подготовки семьи к роению

Выход роя

Факторы, влияющие на появление роевого состояния

Практическое занятие № 6

Контрольные вопросы

Глава 18.

Зимовка пчел

Подготовка пчел к зимовке

Физиологические особенности пчел, идущих в зиму

Формирование зимнего клуба

- Структура зимнего клуба

- Температурный, влажностный, газовый режим зимнего клуба

Значение качества кормов для нормальной зимовки

Зимостойкость пчел

Возобновление активности пчел к концу зимовки

Практическое занятие № 7

Контрольные вопросы

Литература

Факторы, влияющие на продуктивность семьи. Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

Для размещения и переработки принесенного нектара, а затем для складывания меда пчелам во время медосбора необходима дополнительная площадь. Известно, что пчелы первоначально заполняют нектаром большую площадь сотов по сравнению с площадью, которая понадобится для размещения зрелого меда. Если не предоставить пчелам дополнительную площадь для размещения всего приносимого нектара, то медосбор семей уменьшится до 40%. Во время медосбора пчеловод прежде всего должен заботиться о том, чтобы в ульях было достаточно места для складывания нектара.

Какова же потребность семей пчел в пустых сотах во время главного медосбора?

При небольшом медосборе (1,5—2 кг в день) семье для складывания нектара и меда будет достаточно одной магазинной надставки на 6—8 дней, т. е. до момента созревания, откачки или отбора меда. С повышением уровня медосбора (2,5—3 кг в день) потребность семьи в сотах возрастает и одной магазинной надставки им будет явно недостаточно.

При среднесуточных привесах контрольного улья по 4 кг в день необходимо ставить на семью одновременно две магазинные надставки (или один корпус), которые будут заполнены медом через 6 дней. В таких условиях через каждые 6 дней следует отбирать магазинные надставки, заполненные медом, и на их место ставить пустые.
Во время бурного, но короткого медосбора пчелы не смогут быстро отстроить соты. Если пчел семьи не снабдить заранее отстроенными пустыми сотами, то пасека может потерять много меда.

Доказано, что использование во время главного медосбора в магазинных надставках только рамок с вощиной снижает продуктивность семей в среднем на 40%.

Чтобы сильные семьи пчел могли полностью реализовать свои возможности по сбору и переработке нектара, они должны иметь не менее 24—30 высококачественных сотов на каждую семью.

По мере накопления медовых запасов в ульях инстинкт накопления пчелами кормовых запасов затухает. Пчеловод должен своевременно отбирать медовые соты из ульев. При своевременном отборе зрелого меда из ульев медосбор семей возрастает в среднем на 31 %.

Во время главного медосбора всякий осмотр и беспокойство семей отвлекают пчел от сбора нектара и его переработки. Отбор медовых сотов со стряхиванием с них пчел особенно сильно нарушает нормальную работу семей. Поэтому отбирать мед лучше во второй половине или в конце дня. Установлено, что отбор меда в утренние и дневные часы снижает принос нектара пчелами на 5—12%.

Наличие пустых сотов в гнезде семьи в значительной степени стимулирует кормособирательный инстинкт пчел. Увеличение площади пустых сотов на время медосбора увеличивает количество собранного меда на 10—15%.

Т. Е. Риндерер (1984) показал, что увеличение количества пустых сотов приводит к увеличению в среднем на 32% числа пчел-сборщиц нектара и, напротив, снижает число пчел — сборщиц пыльцы в среднем на 17%.

Нектар, приносимый пчелами в улей, содержит много воды (в среднем 50%). Для усиления испарения влаги из нектара пчелы размещают его в наиболее теплых местах гнезда (вблизи расплода). Первоначально заполняют ячейки сота не более чем на 1/3 их объема, одновременно пчелы снижают относительную влажность воздуха в гнезде и значительно усиливают его вентиляцию. Расчеты показывают, что для получения 1 кг меда пчелы выпаривают около 2 л воды. Так, при ежедневных привесах контрольного улья до 4 кг пчелы удаляют за сутки около 8 л воды. Кроме того, для предупреждения брожения (закисания) свежеприносимого нектара пчелы должны удалять в первые сутки не менее 50% воды.

Удаление излишней влаги из нектара осуществляется за счет интенсивной вентиляции воздуха, что связано с огромнейшими энергетическими затратами со стороны пчел. Для значительного снижения этих затрат, ускорения сгущения нектара и увеличения продуктивности семьи необходимо усиливать вентиляцию гнезда на все время главного медосбора. Для этого полностью открывают нижние летки, а если этого недостаточно, то между дном и корпусом улья вставляют деревянные клинья. Отдельные пчеловоды при работе с многокорпусным ульем на период главного медосбора смещают корпуса относительно друг друга, не опасаясь пчелиного воровства.
 

Учебник пчеловода

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

Учебник пчеловода

Вы смотрели страницу - Факторы, влияющие на продуктивность семьи. Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

Следующая страница  - Факторы, влияющие на продуктивность семьи. Размещение пчелиных семей на период медосбора

Предыдущая страница - Факторы, влияющие на продуктивность семьи. Матка и расплод

Вернуться к началу страницы Факторы, влияющие на продуктивность семьи. Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда
 

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 

 


Индекс цитирования.