Биология медоносной пчелы

Учебники для техникумов. Зоотехния. М., ВО «Агропромиздат», 1991.

 

Карта сайта

Биология медоносной пчелы

Предисловие

Введение

Систематическое положение медоносной пчелы

История развития научных знаний о пчеле

РАЗДЕЛ I.

МОРФОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 1.

Внешнее строение

Головной отдел

Грудной отдел

Брюшной отдел

- Яд пчелы

Наружные покровы

- Кутикула

Лабораторная работа № 1

Контрольные вопросы

Глава 2.

Органы движения

Ножки

- Функции ножек

- Формирование обножки

Крылья

Лабораторная работа № 2

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ II.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 3.

Пищеварительная система

Органы пищеварения

- Отделы пищеварительного канала

- Железы, принимающие участие в процессах пищеварения

Корма, переработка кормов, пищеварение

- Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

- Пищеварение

Лабораторная работа № 3

Контрольные вопросы

Глава 4

Кровеносная и выделительная системы

Кровеносная система

- Строение и работа сердца

- Циркуляция гемолимфы

- Местные пульсирующие органы

- Гемолимфа

Выделительная система

Лабораторная работа №4

Контрольные вопросы

Глава 5.

Дыхательная система

Строение дыхательной системы

Процесс дыхания

Лабораторная работа № 5

Контрольные вопросы

Глава 6.

Органы размножения

Половая система трутня

Сперматогенез

Половая система матки

Половая система рабочей пчелы

Оогенез

Оплодотворение яиц и откладка их маткой

Процесс спаривания

Лабораторная работа №6

Контрольные вопросы

Глава 7.

Рост и развитие особей пчелиной семьи

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

- Стадия личинки

- Стадия предкуколки

- Стадия куколки

- Стадия имаго

- Обмен веществ в постэмбриональный период

Особенности развития матки

Особенности развития трутня

Лабораторная работа №7

Контрольные вопросы

Глава 8.

Нервная система

Строение нервной системы

Рефлекторная деятельность пчел

- Рефлексы

- Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел

Лабораторная работа № 8

Контрольные вопросы

Глава 9.

Органы чувств

Органы зрения

- Сложные глаза

- Простые глаза

- Восприятие пчелой предметов

Органы хеморецепции

- Органы обоняния

- Органы вкуса

- Органы восприятия температуры, влажности и СО2

Органы механорецепции

- Органы осязания

- Органы слуха

Ориентирование пчел в пространстве

Лабораторная работа № 9

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ III.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Глава 10.

Происхождение общественного образа жизни у пчел

Контрольные вопросы

Глава 11.

Семья пчел и ее гнездо

Состав пчелиной семьи

- Матка

- Рабочие пчелы

- Трутни

Гнездо пчел

Практическое занятие № 1

Контрольные вопросы

Глава 12.

Формы взаимосвязей в пчелиной семье

Феромоны

Пищевые контакты

Сигнальные движения

Ориентирование по аромату нектара, запахам

Разделение труда

Практическое занятие № 2

Контрольные вопросы

Глава 13.

Микроклимат в гнезде пчел

Температурный режим

Влажность воздуха

Контрольные вопросы

Глава 14.

Восковыделение. Строительная деятельность пчел

Восковыделительные железы

Строительство сотов

Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел

- Восковыделение и медосбор

- Восковыделение и сила семьи

- Восковыделение и выращивание расплода

- Влияние матки на выделение воска

- Зависимость восковыделения от наличия свободного пространства в гнезде

- Затраты кормов на выделение воска

Старение сотов

Лабораторная работа № 10

Практическое занятие № 3

Контрольные вопросы

Глава 15.

Рост пчелиной семьи

I период - смена перезимовавших пчел

II период - период интенсивного роста

III период - накопление молодых пчел

Практическое занятие № 4

Контрольные вопросы

Глава 16.

Использование медосбора. Опыление растений пчелами

Летная деятельность пчел

Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара

Факторы, влияющие на продуктивность семьи

- Сила семьи

- Возрастной состав семьи

- Матка и расплод

- Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

- Размещение пчелиных семей на период медосбора

- Роение

Опыление сельскохозяйственных культур

- Роль пчел в опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур

- Приспособления в цветковых растениях для перекрестного опыления

- Взаимосвязь между ритмикой выделения растениями нектара и пыльцы и временем посещения их насекомыми

Медоносная пчела и окружающая среда

Практическое занятие № 5

Контрольные вопросы

Глава 17.

Роение

Признаки подготовки семьи к роению

Выход роя

Факторы, влияющие на появление роевого состояния

Практическое занятие № 6

Контрольные вопросы

Глава 18.

Зимовка пчел

Подготовка пчел к зимовке

Физиологические особенности пчел, идущих в зиму

Формирование зимнего клуба

- Структура зимнего клуба

- Температурный, влажностный, газовый режим зимнего клуба

Значение качества кормов для нормальной зимовки

Зимостойкость пчел

Возобновление активности пчел к концу зимовки

Практическое занятие № 7

Контрольные вопросы

Литература

Роение

Для медоносных пчел характерны две формы размножения. В одном случае - это воспроизведение ее отдельных особей, что является необходимым для постоянного существования пчелиной семьи, но не является процессом размножения, ведущим к сохранению вида. В другом случае — вся пчелиная семья функционирует как единый репродуктивный орган. В результате от материнской семьи отделяется часть пчел со старой или молодой маткой и отправляется на поиски нового местообитания. Этот естественный процесс размножения пчелиных семей называется роением, а отделившаяся часть пчел — роем. В зависимости от наследственных свойств пчел, породы, качеств матки и условий жизни пчелиной семьи в разной степени проявляется их склонность к роению. Роение — наследственное свойство пчел. В естественных условиях роение поддерживает существование медоносных пчел в природе как вида.

Причины, приводящие к роению, издавна являлись предметом пристального интереса практиков-пчеловодов и ученых.

Первые трактовки рассматривали этот процесс как акт сознательной деятельности. Затем к факторам, вызывающим роение, стали относить переполнение улья рабочими пчелами, недостаточную вентиляцию гнезда, повышенную температуру в гнезде. Так, еще Губер (1792) заметил, что отсутствие достаточного пространства в гнезде медоносных пчел стимулирует их к роению.

По мнению ряда ученых, недостаток внутригнездового пространства влияет на повышение температуры в улье, которое к тому же сопровождается недостаточной вентиляцией. Кроме того, теснота в улье проявляется и в недостатке ячеек, в которые матка могла бы откладывать яйца. Демутц (1921) установил, что в семьях, в которых начался процесс подготовки к роению, наблюдается переполнение гнезда расплодом, который большей частью запечатан, а также рабочими пчелами, которые, как правило, скучиваются на сотах.

Однако нельзя объяснить роение только теснотой улья. Согласно предположению Герстунга (1893) отстройка маточников начинается при наличии избытка пчел-кормилиц. Он считал, что соотношение взрослых пчел к личинкам, нуждающимся в питании, должно быть большим в сильных семьях по сравнению с семьями, находящимися в стадии интенсивного роста. Этот излишек личиночного корма, продуцируемый пчелами-кормилицами, идет на выведение и выкармливание маточных личинок, которым он требуется в больших количествах. По представлению Герстунга; семья - это один орган, выполняющий различные функции. Матка — это половая железа, а роение — размножение. Пища расплода — это эндокринная секреция, избыток которой создает условия, приводящие к роению. Когда пчелы-кормилицы вырабатывают избыток молочка, то в семье проявляется тенденция к строительству маточников. Иначе говоря, избыток молочка дается определенным личинкам. В результате развиваются матки и выходит рой.

Другие авторы называли еще ряд факторов, приводящих к роению. Так по Ф. А. Тюнину (1923), основная причина роения заключается в физиологически функциональной ограниченности яичников матки, что в определенный момент приводит к падению яйценоскости.

Подробно изучал процессы, происходящие в пчелиной семье перед роением, Г. Ф. Таранов (1948, 1955, 1961). Он обратил внимание на сочетание трех факторов, сопутствующих роевому состоянию пчелиной семьи: количество и соотношение открытого и печатного расплода, силы семьи. Он отметил характерный ход кривой яйцекладки у семей, готовящихся к роению. Г. Ф. Таранов обнаружил в теле пчел, готовящихся к роению, избыток питательных веществ. Они вызывают у пчел необычное возбуждение, которое передается значительным группам рабочих пчел. Последние своим особым поведением вынуждают матку к откладыванию яиц в роевые мисочки.

С 50-х годов XX в. началось интенсивное изучение феромонов — веществ, выделяемых организмом во внешнюю среду и влияющих на коммуникативную и координационную деятельность. В результате этих исследований механизм возникновения роевого состояния стали представлять следующим образом. Батлером (1954, 1956-1958) было показано, что рабочие особи пчелиной семьи, которые окружают матку, слизывают с поверхности ее тела маточное вещество, которое продуцируется ее мандибулярными железами. В результате этого контакта рабочих пчел с маткой у первых ингибируется развитие яичников, а пчелы ограничивают строительство маточников. Дальнейшая передача этого вещества другим особям может идти как по поверхности тела, так и через внутренности. В настоящее время определено уже свыше десяти компонентов маточного вещества. Отсутствие или недостаток маточного вещества в экспериментальных условиях заставляет рабочих пчел выращивать маток. На основе этих данных Батлер высказал предположение, что в естественных условиях закладка маточников после потери матки или в период, предшествующий роению, объясняется недостатком маточного вещества. Есть предположение, что уменьшение образования маточного вещества является следствием уменьшения кормления матки рабочими пчелами. Главные стимулы, побуждающие рабочих особей кормить свою матку, это размер семьи, возрастное соотношение между рабочими особями, перенаселенность гнезда и изобилие ресурсов. Батлер также обнаружил, что экстракт маточного вещества свищевой или роевой матки гораздо менее эффективен в предотвращении закладки маточников в пчелиных семьях, чем экстракт молодых яйцекладущих маток.

Если рабочие особи пчелиной семьи не способны обнаружить отсутствие матки, то это означает, что матка состарилась и образование маточного вещества у нее резко снизилось. В результате появляются маточники. Однако теория Батлера не может объяснить следующие факторы, которые наблюдаются при роении: почему, например, при появлении хорошего медосбора в ряде семей роевое состояние исчезает? Как объяснить, почему при разделении пчелиной семьи сеткой в отделении, где отсутствует матка, не наблюдается отстройка маточников даже при наличии сотов с молодым расплодом? и т. д.

Несмотря на многочисленные исследования, ни одна из теорий не объясняет целиком и полностью механизма роения.
 

Учебник пчеловода

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

Учебник пчеловода

Вы смотрели страницу - Роение

Следующая страница  - Признаки подготовки семьи к роению

Предыдущая страница - Контрольные вопросы к главе 16

Вернуться к началу страницы Роение
 

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 

 


Индекс цитирования.