Через два дня после удаления из изолятора рамки с однодневными яйцами (12 мая) приготавливаю сироп и воду, осматриваю племенные семьи на предмет наличия свищевых маточников, провожу прививку трехдневных яиц на маточное воспитание, отыскиваю и отсаживаю во вторые корпуса маток рядовых семей, формирую нижние и верхние корпуса рядовых семей, уничтожаю трутневый расплод в этих семьях и провожу подкормку и поение семей.
Как всегда, начинаю этот день с приготовления сиропа для племенных семей. На точке в первую очередь основательно осматриваю все племенные семьи, чтобы в них на оказалось свищевых маточников. Эти семьи лишились маток два дня назад, когда у них еще были 8-дневные личинки. Поэтому бывают случаи, когда пчелы внизу рамок закладывают свищевые маточники на отставших в развитии личинках. Если не уничтожить этих маточников, то семья мало примет яиц на маточное воспитание, а из свищевого маточника в скором времени выйдет неполноценная матка- пчела и уничтожит все маточники. Были случаи, когда с такой маткой уходил рой племенной семьи-воспитательницы.
При осмотре в центре гнезда сосредоточиваю рамки самым молодым печатным расплодом, между которым ставлю полурамку с трехдневными яйцами. После сборки гнезда в кормушку племенной семьи заливаю сироп.
Осмотрев все племенные семьи, приступаю к прививке. От первой племенной семьи отбираю магазинную рамку с трехдневными яйцами, помещаю ее в закрывающийся ящик и переношу в нагретый салон легковой машины. Сажусь на отодвинутое назад переднее сиденье, кладу на колени фанерный планшет размером 50 Х 30 см, а на него магазинный сот с яйцами. Открываю термос с горячей водой и опускаю в нее острое лезвие ножа, в деревянную ручку которого вбит гвоздь, не дающий ему провалиться на дно термоса. Горячим ножом на соте слева и справа делаю прорези, указывающие на границу квадрата, из которого будут вырезаться полоски с яйцами для прививок. Если вся сторона сота имеет ячейки с яйцами, то квадрат делится еще пополам, чтобы длина каждой полоски была 15-16 см. Две полоски такой длины удобно прикреплять к одной планке прививочной рамки.
В верхней части сота определяю ряд ячеек, пригодный для прививки, и потом делаю прорезь выше этого ряда с таким расчетом, чтобы не повредить его ячеек с яйцами. В этом ряду провожу прореживание яиц, при котором в одной ячейке яйцо оставляю, а в последующих трех ячейках яйца разминаю спичкой. Готовую для прививки полоску отрезаю по нижнему ряду. В такой последовательности готовлю 6 полосок длиной 15-16 см. После этого рамку убираю, а готовые для прививки полоски остаются на планшете.
Беру прививочную рамку, внутри которой на расстоянии 7 см друг от друга закреплено 3 планки шириной 20 мм и толщиной 8 мм. Первая планка от верхнего бруска прибита на расстоянии 3 см. В торцы планки вбито по одному гвоздю, и планки на них вращаются. Прививочную рамку ставлю на планшет, а верхней частью кладу на руль машины.
Полоску с прореженными яйцами той стороной ячеек, где нет яиц, приклеиваю по краю самой нижней планки прививочной рамки сильным нажатием на воск большого пальца правой руки. При этом край полоски сота как бы впаивается в планку.
Ячейки с яйцами не укорачиваю и не расширяю. На свежеотстроенном пустом соте, как правило, ячейки еще не до конца оттянуты, воск очень эластичен, и пчелы легко переделывают ячейки в мисочки.
После прививки рамку ставлю в ящик, подношу к племенной семье и опускаю в приготовленное для нее место между самым молодым печатным расплодом. Так племенная отцовская семья стала семьей-воспитательницей. Раздав прививочные рамки всем племенным семьям одного точка, сразу же переезжаю на другой, где таким же путем провожу осмотр племенных семей и прививку им трехдневных яиц на маточное воспитание.
Семья после двухдневного сиротства сразу же приступает к строительству мисочек. Яйцо в свежеотстроенной ячейке, висящее вниз головкой, действует на пчел так же, как и яйцо в роевой мисочке. Как показала практика, почти все яйца принимаются семьями на маточное воспитание.
Осмотр племенных семей и прививку провожу в любую погоду, даже в дождь или снег, так как перенос этих работ на более поздний срок приведет к ухудшению качества маток или вообще сорвет их вывод. В ненастье на крышку улья, поднятую кверху, накидываю пленку, которая свисает на переднюю стенку улья и прикрывает осматриваемое гнездо. Необходимую для прививки температуру в пределах 25-30° в салоне машины поддерживаю за счет отопителя.
Известно, что яйца значительно лучше, чем личинки, переносят все неблагоприятные условия, и поэтому на пасеках, где нет специальных комнат и лабораторий для проведения прививок, необходимо выводить маток не из личинок, а из яиц. И второе: практика показала, что при прививке яиц родившихся из них личинок пчелы сразу обильно кормят маточным молочком и матки получаются лучшего качества, чем при прививке личинок. Кроме того, при перестройке в мисочки ячеек с личинками пчелы почему-то часто выбрасывают их, чего не бывает при прививке яиц.
В этот же день отыскиваю маток в рядовых семьях и перевожу во вторые корпуса, которые отделяю от нижнего гнездового корпуса разделительной решеткой. Ко дню получения зрелых племенных маточников в нижних корпусах рядовых семей весь расплод должен быть запечатан.
Данная работа облегчается потому, что три дня назад на эти семьи были поставлены вторые корпуса. Матки в большинстве случаев поднимаются вверх, и обнаружить их несложно. Кроме того, в расширенном гнезде пчелы не так плотно обсиживают рамки, что тоже облегчает поиск маток.
С рядовой семьи снимаю второй корпус и ставлю его на специальную подставку в виде магазина с фанерным дном. Снимаю корпус с семьи для того, чтобы при осмотре его рамок матка не ушла в нижнюю часть гнезда. В верхнем корпусе отодвигаю вставную доску и бегло осматриваю соты.
Если в ячейках появились яйца, то это означает, что матка находится здесь. При более внимательном осмотре рамок нахожу ее и вместе с сотом, на котором она обнаружена, переношу в пчеловодный ящик.
Если же свежеотложенных яиц нет, то матка находится в нижнем корпусе. В этом случае ее там отыскиваю и также вместе с сотом переношу в пчеловодный ящик. Затем осматриваю все соты семьи. При этом вырезаю весь трутневый расплод, в том числе и со строительных рамок. С трутневым расплодом оставляю только те рамки, которые были переставлены из племенных семей. Таким образом, на пасеке будут преобладать племенные трутни от лучших семей.
Из верхнего корпуса в нижний переношу все рамки с расплодом, а из нижнего в верхний - безрасплодные и спаренные магазинные соты (или магазинную рамку с расплодом) . В верхнем корпусе должно быть 5 гнездовых рамок без расплода плюс рамка с расплодом, пчелами и маткой. Нижний корпус до полного комплекта дополняю вощиной, помещая ее вперемежку с расплодом. Строительную рамку из гнезда убираю.
На нижний корпус кладу разделительную решетку, а на нее ставлю пустой магазин. К левой стенке магазина помещаю три полурамки. Поверх этого магазина ставлю вторую надставку и над рамками нижнего магазина устанавливаю полурамки с расплодом и кормом, взятые из нижнего корпуса, а также пустые магазинные соты. В общей сложности их должно быть не больше трех. Эти соты ограничиваю вставной доской.
За вставную доску переношу гнездовые рамки, предназначенные для второго корпуса. Между ними помещаю и рамку с маткой. Верхний корпус накрываю холстиком.
Таким же способом комплектую гнезда и тех семей, в которых матка была найдена три дня назад и уже отделена разделительной решеткой во втором корпусе. Только при этом матка не отыскивается, а в нижний корпус переставляются все соты с расплодом, но без пчел. Из нижнего корпуса в верхний переставляются соты без расплода.
Постановка во второй корпус магазинных рамок позволяет лучше использовать взяток с ивовых. Если в верхнем корпусе не будет магазинных рамок, то пчелы сложат напрыск в гнездовые соты и ограничат яйцекладку маток.
Нужно сказать, что отыскивание маток в рядовых семьях и перевод их во вторые корпуса - одна из самых трудоемких операций. Она, как правило, занимает два дня и выполняется не только в день прививки, но и на следующий день. Бывает, что за один просмотр семьи не удается обнаружить матку. В таком случае улей закрываю, а на боковине его крышки мелом ставлю знак минус. Повторно эту семью осматриваю к вечеру или на второй день, нахожу матку, а знак минус превращаю в плюс.
На своей пасеке с успехом применяю и второй прием для поиска маток. Суть его заключается в том, что за четверо суток до прививки в центр рядовых семей ставится вставная доска, разделяющая гнездо на две равные части. При этом поверх разделительной решетки помещается магазин, а не второй корпус. Через проход под вставной доской пчелы общаются между собой, но матка работает только в какой-то одной половине гнезда.
Через четыре дня магазин снимаю и гнездо семьи осматриваю сверху. В той части гнезда, где находится матка, наблюдается значительно большее скопление пчел, а при осмотре рамок видны яйца. Стоит теперь осмотреть только эту половину гнезда и найти матку.
После перевода маток во второй корпус они развивают там бурную яйцекладку на свободных гнездовых сотах, а за вставную доску к магазинным рамкам попасть не могут. В полурамки пчелы складывают мед.
В книге дана характеристика американского пчеловодства, кратко описана кормовая база, конструкция улья, комплекс методов получения высоких медосборов, опыт США в разрешении вопроса о роении пчёл.
В книге рассматриваются вопросы кормовой базы пчел, лучшие системы ульев, уход за пчелами весной и летом, осенние работы на пасеке, зимовка пчел, болезни и вредители пчел и борьба с ними, организация пасеки.
Вы узнаете: О составе меда и значении его для обмена веществ; О применении меда в здоровом питании; О профилактическом и терапевтическом действии меда. Многочисленные советы по использованию меда помогут справиться с недомоганиями, сбалансировать свой рацион и подружиться с этим чудесным даром природы!
Издание, пересмотренное по двенадцатому французскому изданию, под редакцией В. С. РАЙНОВСКОГО. С 83 рисунками. С приложением таблицы конструкторских чертежей, ульев, рецептов приготовления медовых вин, водки и уксуса и писем к Э. Бертрану Маргариты Меркадье.
Книга посвящена описанию натуральных (нативных) продуктов пчеловодства, а также их целебных и лечебных свойств. В книге приведены практические рекомендации по использованию и правильному хранению пчелопродуктов, народные рецепты для укрепления организма, профилактики и лечения самых распространенных недугов. Все рекомендации и народные рецепты следует использовать только после согласования с лечащим врачом.
Бог создал пчелу во благо человеку, и это удивительное насекомое уже много тысяч лет щедро дарит людям замечательные продукты - мед, воск, маточное молочко, прополис. На страницах этой книги вы найдете рецепты лечения продуктами пчеловодства, а также научно обоснованное описание пчелоужаления - методики лечения с помощью укусов пчел. Самые тяжелые заболевания отступают благодаря этим волшебным средствам. По благословению преосвященнейшего Владимира епископа Почаевского.
Книга в доступной форме рассказывает о химическом составе продуктов медоносной пчелы и их действии на организм человека, о применении их с лечебной целью в народной и научной медицине. Описаны методы лечения медом и продуктами пчеловодства — пчелиным ядом, пергой, маточным молочком, а также пчелиным воском и прополисом. В книге представлены способы определения подлинности меда, его применение в косметологии, противопоказания к применению меда, инструкция по применению пчелоужалений.
Книга может служить пособием при подготовке пчеловодов на курсах, а также практическим руководством для зоотехников, агрономов и других специалистов сельского хозяйства. Много полезного в ней найдут и пчеловоды-любители. Книга предназначается в качестве учебника для подготовки пчеловодов в сельских профессионально-технических училищах. В книге содержится 12 таблиц, 8 цветных таблиц и 119 рисунков.
Предназначен для подготовки массовых кадров пчеловодов в системе профессионально технического образования. Освещаются: биология пчелиной семьи и селекция пчел; кормовая база пчеловодства и опыление с.-х. культур; пчеловодный инвентарь и пасечные постройки; разведение и содержание пчел; болезни пчел, их профилактика и борьба с ними; хранение и переработка продуктов пчеловодства, экономика и организация пчеловодного хозяйства.
Зимовка — самый ответственный период в жизни пчелиной семьи, о котором мы знаем очень мало. По утверждению автора этой книги практически все наши сложившиеся представления о жизни пчел в зимний период ошибочны или нуждаются в пересмотре. Автор предлагает новые оригинальные высокотемпературные способы зимовки нуклеусов и отводков, позволяющие при минимальных затратах корма сохранять зимой пчел и получать весной интенсивное их развитие.
Киев: НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии АН Украины, 1994 год.
Книга содержит сведения о биологии пчел, способах их кормления и размножения и наиболее эффективных методах повышения их медопродуктивности. Освещается опыт содержания пчел в Румынии, странах Западной Европы и США.
Предлагаемый материал представляет собой всесторонне отработанную технологию с элементами "ноу-хау", позволяющую повысит медосбор в 3-7 раз, улучшить условия содержания пчелосемей, уменьшить затраты средств и труда, а в конечном итоге многократно повышает экономический эффект пчеловодства. Технологическая схема включает в себя четыре запатентованных изобретения автора, а также методику эффективного их использования.
Описаны биологические особенности пчелиной семьи, кормовая база, разведение и содержание пчел, племенная работа в пчеловодстве, пчеловодческий инвентарь и оборудование, пасечные сооружения и механизмы, технология получения продуктов пчеловодства, болезни, вредители пчел и борьба с ними. Приведены экономика и организация пчеловодства. Книга хорошо иллюстрирована. Рассчитана на работников пчеловодства. Может быть полезной пчеловодам-любителям.
Поскольку в зонах Украины климатические условия различные, работы на пасеке поданы соответственно до условий центральной за размещением зоны — Лесостепи. Имеется ввиду, что весенние работы в степной зоне начинаются ранее, чем в лесостепной, на 10—15 дней, а в зоне Полесья — на 7—10 дней позже. Наращивание пчел на зиму, а также другие осенние работы в южных областях проводятся позже, а в районах Полесья — раньше.
Рассматриваются биология пчелиной семьи, районированные породы пчел, их особенности по использованию медосборов и опылению энтомофильных сельскохозяйственных культур. Описаны пасечное оборудование и инвентарь, приемы содержания и разведения пчел, производство продукции пчеловодства на промышленной основе. Помещены рекомендации по интенсификации пчеловодства путем его специализации и концентрации, планированию. Даны характеристика продуктов пчеловодства, способы их переработки и хранения, а также способы борьбы с болезнями пчел, защиты их от отравления пестицидами.
Освещены вопросы происхождения, морфологии, анатомии и физиологии медоносной пчелы, приведены закономерности общественного образа жизни пчелиной семьи как целостной биологической единицы. Даны контрольные вопросы и методики проведения лабораторных работ и практических занятий. Для учащихся техникумов по специальности „Пчеловодство".
Автор - пчеловод со стажем более тридцати лет. В настоящее время на его личной пасеке находится 150 пчелиных семей. Ухаживая за пчелами, он ежегодно продает государству от каждой основной семьи по два отводка и получает по 10-15 килограммов товарного меда. Книга знакомит читателя со многими эффективными приемами труда на пасеке. Она будет полезна каждому пчеловоду Северо-Запада нашей страны.
Книга доцента Новосибирского сельскохозяйственного института В. Г. Кашковского "Уход за пчелами в Сибири" - обобщение опыта передовых пчеловодов Сибири и многолетних авторских исследований. Эта технология ухода за пчелами обсуждалась на выездной сессии ВАСХНИЛ и была рекомендована для внедрения на пасеках Алтая, Сибири и Северного Казахстана. При ее применении производительность труда пчеловодов Кемеровской области и Алтайского края возросла в 3 раза, а товарность пасек - в 4 раза.