На второй день (23 мая) после формирования отводков от рядовых семей организую нуклеусы и раздаю зрелые маточники рядовым семьям и нуклеусам, делю семьи-воспитательницы на отводки и заключаю в клеточки оставшиеся маточники. Перед началом основных работ к ульям семей-воспитательниц подношу по 4 6-рамочных улейка, а на каждые три рядовые семьи готовлю один нуклеусный улеек. Это обыкновенный ящик, напоминающий 3-рамочный магазин с крышкой и дном. Его передняя и задняя стенки сделаны из 20-мм доски, а бока и крышка - из 4-мм фанеры. Дно отъемное, с большим отверстием, затянутым с обеих сторон проволочной сеткой с ячейками менее 4 мм.
Когда такой нуклеус поставлен на гнездо семьи, то в него через сетчатое дно поступает тепло снизу, а двойная сетка не позволяет пчелам семьи и нуклеуса входить в контакт.
Расставив на крышах ульев нуклеусы, с пчеловодным ящиком подхожу к первой племенной семье-воспитательнице. И из ее второго корпуса в ящик переставляю два сота с расплодом и пчелами, а между ними ставлю прививочную рамку с 14-дневными маточниками. Это делается для того, чтобы маточники не застыли.
С пчеловодным ящиком подхожу к рядовой семье, открываю крышку улья, снимаю холстик со свободной от магазина части нижнего корпуса и устанавливаю на это место нуклеус, совмещая его леток со специальным отверстием для летка в левой стенке улья.
Из магазина семьи в нуклеус переношу магазинную рамку с расплодом и пчелами, нуклеус закрываю. Если в этой семье полурамки с расплодом нет, то переношу одну рамку с кормом и пчелами.
Рамки в магазине сдвигаю вправо и через образовавшееся свободное пространство в гнездо, между рамками с расплодом, помещаю один из маточников прививочной рамки. Семья, не имея открытого расплода, не может заложить своих маточников и вынуждена принять данный ей от племенной семьи.
Оставшиеся 9 рамок в магазине раздвигаю пошире друг от друга для их дальнейшего утолщения при заполнении медом. Гнездо сверху утепляю холстиками. Крышку этого улья не закрываю. Поочередно из магазинов следующих двух семей беру по одной рамке с расплодом и пчелами и помещаю в нуклеус первого улья. Получается сборный нуклеус на три рамки. Между рамками в нуклеус помещаю маточник и закрываю крышкой. Леток нуклеуса оставляю закрытым на 5 дней. Воздухообмен с гнездом семьи осуществляется через сетчатое дно. Сборные нуклеусы меньше ослабляют рядовые семьи.
После раздачи маточников четырем семьям и двум нуклеусам прививочную рамку с оставшимися маточниками возвращаю в семью-воспитательницу. А для дачи маточников следующим 4 семьям беру прививочную рамку другой семьи-воспитательницы. В результате семьи точка получают маток от пяти-шести племенных семей. Это уменьшает степень риска, если при отборе какой-то материнской семьи была допущена ошибка, и исключает близкородственное скрещивание.
Одной рядовой семье на точке маточник не даю, а в центре ее гнезда оставляю место для рамки-инкубатора, куда помещаю маточники, предварительно заключив их в клеточки Титова.
После раздачи маточников делю племенные семьи-воспитательницы на отводки. Количество формируемых отводков зависит от того, какое направление имеет пасека - медовое или разведенческое. При медовом направлении семья-воспитательница делится на меньшее число отводков, а при разведенческом - на большее.
На моей пасеке к этому дню семьи-воспитательницы занимают по 21 гнездовой рамке, из которых 10 сотов с открытым расплодом, и имеют много только что родившихся пчел. Поэтому каждую такую семью я делю на 6 частей.
Слева от улья семьи-воспитательницы веером расставляю четыре пустых 6-рамочных улейка. Еще один такой улеек с 4 кормовыми рамками снимаю с улья этой же самой семьи-воспитательницы и ставлю к четырем пустым. Со всех их снимаю крышки и убираю утепления.
Из племенной семьи вынимаю рамки с расплодом, уничтожаю свищевые маточники, если они есть, и вместе с пчелами переношу в улейки. В первые четыре отводка ставлю по две рамки с расплодом и по две с кормом. Дополнительно туда же стряхиваю еще по одной рамке пчел и гнезда ограничиваю вставной доской. Между расплодными рамками этих четырех отводков помещаю по одному маточнику, на рамки кладу утепление и улеек закрываю крышкой.
Из пятого улейка кормовые соты переставляю в улей, а из улья в отводок беру три кормовых сота без пчел и одну рамку с расплодом и пчелами. Между рамкой с кормом и расплодом закрепляю маточник. В улье оставляю рамку с расплодом, 4 сота с кормом и прививочную рамку. На количество оставшихся там пчел внимания не обращаю, так как знаю, что часть их из отводков слетит на старое место. Гнездо улья ограничиваю вставной доской и утепляю. То же самое делаю и с гнездом пятого отводка.
После этого улей бывшей семьи-воспитательницы разворачиваю на подставке таким образом, чтобы в том месте, где находился его леток, оказался угол улья, образованный его левой и задней стенкой. На заднюю стенку вешаю пятый отводок летком в сторону бывшего летка племенной семьи.
Остальные четыре отводка развешиваю на задние стенки ульев рядовых семей и открываю им летки. При этом летные пчелы этих отводков слетают на старое место, но, не найдя бывшего летка, часть из них возвращается обратно в отводки, а большинство входит в леток улейка, висящего на задней стенке улья семьи-воспитательницы. Некоторые пчелы находят леток улья и усиливают оставшийся там отводок.
После деления на отводки последней семьи-воспитательницы заключаю в клеточки Титова маточники, оставшиеся на прививочных рамках. Один маточник оставляю в отводке улья, а остальные уже в клеточках вставляю в специальную рамку-инкубатор и помещаю в центр рядовой семьи, которой не был дан маточник.
Если пасека имеет медовое направление, то семья-воспитательница делится всего на 2-3 более сильных отводка для увеличения пасеки, улей не разворачивается, а на семью ставится магазин. При возвращении в улей пчел из отводков семья становится сильной и собирает много меда.
В заключение еще несколько слов о делении семей-воспитательниц на отводки. Этим я занимался несколько лет. На первых порах ничего не получалось. При размещении отводков на этом же точке много пчел из них слетало на старое место. Приходилось после деления увозить отводки на другой точок, что требует много времени.
Происходило это до тех пор, пока я делал все так, как рекомендуют в пчеловодной литературе, то есть семьи-воспитательницы подсиливал зрелым на выходе расплодом, а делил на отводки после того, как в клеточках из маточников выйдут матки. При этом от подсиливания до деления семей-воспитательниц проходило 24 дня. За это время пчелам, родившимся из зрелого расплода, которым подсиливались семьи-воспитательницы, было уже от 14 до 23 дней. Они давно облетелись, запомнили расположение своего улья и поэтому всегда слетали на старое место.
И я стал поступать по-другому: подсиливать семьи-воспитательницы самым молодым расплодом - яйцами и давать отводкам 14-дневные маточники, а не молодых маток. Возраст пчел, родившихся из расплода, которым подсиливал материнские семьи, составляет несколько дней. Они еще не выходили на облет и из отводков не слетают.
В книге дана характеристика американского пчеловодства, кратко описана кормовая база, конструкция улья, комплекс методов получения высоких медосборов, опыт США в разрешении вопроса о роении пчёл.
В книге рассматриваются вопросы кормовой базы пчел, лучшие системы ульев, уход за пчелами весной и летом, осенние работы на пасеке, зимовка пчел, болезни и вредители пчел и борьба с ними, организация пасеки.
Вы узнаете: О составе меда и значении его для обмена веществ; О применении меда в здоровом питании; О профилактическом и терапевтическом действии меда. Многочисленные советы по использованию меда помогут справиться с недомоганиями, сбалансировать свой рацион и подружиться с этим чудесным даром природы!
Издание, пересмотренное по двенадцатому французскому изданию, под редакцией В. С. РАЙНОВСКОГО. С 83 рисунками. С приложением таблицы конструкторских чертежей, ульев, рецептов приготовления медовых вин, водки и уксуса и писем к Э. Бертрану Маргариты Меркадье.
Книга посвящена описанию натуральных (нативных) продуктов пчеловодства, а также их целебных и лечебных свойств. В книге приведены практические рекомендации по использованию и правильному хранению пчелопродуктов, народные рецепты для укрепления организма, профилактики и лечения самых распространенных недугов. Все рекомендации и народные рецепты следует использовать только после согласования с лечащим врачом.
Бог создал пчелу во благо человеку, и это удивительное насекомое уже много тысяч лет щедро дарит людям замечательные продукты - мед, воск, маточное молочко, прополис. На страницах этой книги вы найдете рецепты лечения продуктами пчеловодства, а также научно обоснованное описание пчелоужаления - методики лечения с помощью укусов пчел. Самые тяжелые заболевания отступают благодаря этим волшебным средствам. По благословению преосвященнейшего Владимира епископа Почаевского.
Книга в доступной форме рассказывает о химическом составе продуктов медоносной пчелы и их действии на организм человека, о применении их с лечебной целью в народной и научной медицине. Описаны методы лечения медом и продуктами пчеловодства — пчелиным ядом, пергой, маточным молочком, а также пчелиным воском и прополисом. В книге представлены способы определения подлинности меда, его применение в косметологии, противопоказания к применению меда, инструкция по применению пчелоужалений.
Книга может служить пособием при подготовке пчеловодов на курсах, а также практическим руководством для зоотехников, агрономов и других специалистов сельского хозяйства. Много полезного в ней найдут и пчеловоды-любители. Книга предназначается в качестве учебника для подготовки пчеловодов в сельских профессионально-технических училищах. В книге содержится 12 таблиц, 8 цветных таблиц и 119 рисунков.
Предназначен для подготовки массовых кадров пчеловодов в системе профессионально технического образования. Освещаются: биология пчелиной семьи и селекция пчел; кормовая база пчеловодства и опыление с.-х. культур; пчеловодный инвентарь и пасечные постройки; разведение и содержание пчел; болезни пчел, их профилактика и борьба с ними; хранение и переработка продуктов пчеловодства, экономика и организация пчеловодного хозяйства.
Зимовка — самый ответственный период в жизни пчелиной семьи, о котором мы знаем очень мало. По утверждению автора этой книги практически все наши сложившиеся представления о жизни пчел в зимний период ошибочны или нуждаются в пересмотре. Автор предлагает новые оригинальные высокотемпературные способы зимовки нуклеусов и отводков, позволяющие при минимальных затратах корма сохранять зимой пчел и получать весной интенсивное их развитие.
Киев: НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии АН Украины, 1994 год.
Книга содержит сведения о биологии пчел, способах их кормления и размножения и наиболее эффективных методах повышения их медопродуктивности. Освещается опыт содержания пчел в Румынии, странах Западной Европы и США.
Предлагаемый материал представляет собой всесторонне отработанную технологию с элементами "ноу-хау", позволяющую повысит медосбор в 3-7 раз, улучшить условия содержания пчелосемей, уменьшить затраты средств и труда, а в конечном итоге многократно повышает экономический эффект пчеловодства. Технологическая схема включает в себя четыре запатентованных изобретения автора, а также методику эффективного их использования.
Описаны биологические особенности пчелиной семьи, кормовая база, разведение и содержание пчел, племенная работа в пчеловодстве, пчеловодческий инвентарь и оборудование, пасечные сооружения и механизмы, технология получения продуктов пчеловодства, болезни, вредители пчел и борьба с ними. Приведены экономика и организация пчеловодства. Книга хорошо иллюстрирована. Рассчитана на работников пчеловодства. Может быть полезной пчеловодам-любителям.
Поскольку в зонах Украины климатические условия различные, работы на пасеке поданы соответственно до условий центральной за размещением зоны — Лесостепи. Имеется ввиду, что весенние работы в степной зоне начинаются ранее, чем в лесостепной, на 10—15 дней, а в зоне Полесья — на 7—10 дней позже. Наращивание пчел на зиму, а также другие осенние работы в южных областях проводятся позже, а в районах Полесья — раньше.
Рассматриваются биология пчелиной семьи, районированные породы пчел, их особенности по использованию медосборов и опылению энтомофильных сельскохозяйственных культур. Описаны пасечное оборудование и инвентарь, приемы содержания и разведения пчел, производство продукции пчеловодства на промышленной основе. Помещены рекомендации по интенсификации пчеловодства путем его специализации и концентрации, планированию. Даны характеристика продуктов пчеловодства, способы их переработки и хранения, а также способы борьбы с болезнями пчел, защиты их от отравления пестицидами.
Освещены вопросы происхождения, морфологии, анатомии и физиологии медоносной пчелы, приведены закономерности общественного образа жизни пчелиной семьи как целостной биологической единицы. Даны контрольные вопросы и методики проведения лабораторных работ и практических занятий. Для учащихся техникумов по специальности „Пчеловодство".
Автор - пчеловод со стажем более тридцати лет. В настоящее время на его личной пасеке находится 150 пчелиных семей. Ухаживая за пчелами, он ежегодно продает государству от каждой основной семьи по два отводка и получает по 10-15 килограммов товарного меда. Книга знакомит читателя со многими эффективными приемами труда на пасеке. Она будет полезна каждому пчеловоду Северо-Запада нашей страны.
Книга доцента Новосибирского сельскохозяйственного института В. Г. Кашковского "Уход за пчелами в Сибири" - обобщение опыта передовых пчеловодов Сибири и многолетних авторских исследований. Эта технология ухода за пчелами обсуждалась на выездной сессии ВАСХНИЛ и была рекомендована для внедрения на пасеках Алтая, Сибири и Северного Казахстана. При ее применении производительность труда пчеловодов Кемеровской области и Алтайского края возросла в 3 раза, а товарность пасек - в 4 раза.