|
Учебники для техникумов. Зоотехния. М., ВО «Агропромиздат», 1991. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Биология медоносной пчелыУчебники и учебные пособия для учащихся техникумов. В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш БИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ Допущено Главным управлением высших учебных заведений при Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам в качестве учебника для учащихся средних специальных учебных заведений по специальности „Пчеловодство". МОСКВА. ВО „АГРОПРОМИЗДАТ", 1991. ББК 46.91-2 ЛЗЗ УДК 639.12(075.3) Редактор: Е. В. Мухортова. Рецензенты: Э. А. Харитонова - преподаватель ВЗСХТ (Загорск), Н. Н. Гранкин - доцент кафедры основ сельского хозяйства Орловского ГПИ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лебедев В. И., Билаш Н. Г. Биология медоносной пчелы. - М.: Агропромиздат, 1991. - 239 с: ил. - (Учебники и учеб. пособия для учащихся техникумов). Освещены вопросы происхождения, морфологии, анатомии и физиологии медоносной пчелы, приведены закономерности общественного образа жизни пчелиной семьи как целостной биологической единицы. Даны контрольные вопросы и методики проведения лабораторных работ и практических занятий. Для учащихся техникумов по специальности „Пчеловодство". В. И. Лебедев, Н. Г. Билаш, 1991. 3705021000-225 Л -------------------------------- 269-91 035 (01)-91
ISBN 5-10-000721-4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Биология медоносной пчелыПредисловиеВведениеСистематическое положение медоносной пчелыИстория развития научных знаний о пчелеРАЗДЕЛ I. МОРФОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫГлава 1. Внешнее строениеГоловной отделГрудной отделБрюшной отдел- Яд пчелыНаружные покровы- КутикулаЛабораторная работа № 1Контрольные вопросыГлава 2. Органы движенияНожки- Функции ножек- Формирование обножкиКрыльяЛабораторная работа № 2Контрольные вопросыРАЗДЕЛ II. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫГлава 3. Пищеварительная системаОрганы пищеварения- Отделы пищеварительного канала- Железы, принимающие участие в процессах пищеваренияКорма, переработка кормов, пищеварение- Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью- ПищеварениеЛабораторная работа № 3Контрольные вопросыГлава 4 Кровеносная и выделительная системыКровеносная система- Строение и работа сердца- Циркуляция гемолимфы- Местные пульсирующие органы- ГемолимфаВыделительная системаЛабораторная работа №4Контрольные вопросыГлава 5. Дыхательная системаСтроение дыхательной системыПроцесс дыханияЛабораторная работа № 5Контрольные вопросыГлава 6. Органы размноженияПоловая система трутняСперматогенезПоловая система маткиПоловая система рабочей пчелыОогенезОплодотворение яиц и откладка их маткойПроцесс спариванияЛабораторная работа №6Контрольные вопросыГлава 7. Рост и развитие особей пчелиной семьиЭмбриональное развитиеПостэмбриональное развитие- Стадия личинки- Стадия предкуколки- Стадия куколки- Стадия имаго- Обмен веществ в постэмбриональный периодОсобенности развития маткиОсобенности развития трутняЛабораторная работа №7Контрольные вопросыГлава 8. Нервная системаСтроение нервной системыРефлекторная деятельность пчел- Рефлексы- Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчелЛабораторная работа № 8Контрольные вопросыГлава 9. Органы чувствОрганы зрения- Сложные глаза- Простые глаза- Восприятие пчелой предметовОрганы хеморецепции- Органы обоняния- Органы вкуса- Органы восприятия температуры, влажности и СО2Органы механорецепции- Органы осязания- Органы слухаОриентирование пчел в пространствеЛабораторная работа № 9Контрольные вопросыРАЗДЕЛ III. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИГлава 10. Происхождение общественного образа жизни у пчелКонтрольные вопросыГлава 11. Семья пчел и ее гнездоСостав пчелиной семьи- Матка- Рабочие пчелы- ТрутниГнездо пчелПрактическое занятие № 1Контрольные вопросыГлава 12. Формы взаимосвязей в пчелиной семьеФеромоныПищевые контактыСигнальные движенияОриентирование по аромату нектара, запахамРазделение трудаПрактическое занятие № 2Контрольные вопросыГлава 13. Микроклимат в гнезде пчелТемпературный режимВлажность воздухаКонтрольные вопросыГлава 14. Восковыделение. Строительная деятельность пчелВосковыделительные железыСтроительство сотовФакторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел- Восковыделение и медосбор- Восковыделение и сила семьи- Восковыделение и выращивание расплода- Влияние матки на выделение воска- Зависимость восковыделения от наличия свободного пространства в гнезде- Затраты кормов на выделение воскаСтарение сотовЛабораторная работа № 10Практическое занятие № 3Контрольные вопросыГлава 15. Рост пчелиной семьиI период - смена перезимовавших пчелII период - период интенсивного ростаIII период - накопление молодых пчелПрактическое занятие № 4Контрольные вопросыГлава 16. Использование медосбора. Опыление растений пчеламиЛетная деятельность пчелОтыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сборГруппы пчел, участвующие в сборе и переработке нектараФакторы, влияющие на продуктивность семьи- Сила семьи- Возрастной состав семьи- Матка и расплод- Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда- Размещение пчелиных семей на период медосбора- РоениеОпыление сельскохозяйственных культур- Роль пчел в опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур- Приспособления в цветковых растениях для перекрестного опыления- Взаимосвязь между ритмикой выделения растениями нектара и пыльцы и временем посещения их насекомымиМедоносная пчела и окружающая средаПрактическое занятие № 5Контрольные вопросыГлава 17. РоениеПризнаки подготовки семьи к роениюВыход рояФакторы, влияющие на появление роевого состоянияПрактическое занятие № 6Контрольные вопросыГлава 18. Зимовка пчелПодготовка пчел к зимовкеФизиологические особенности пчел, идущих в зимуФормирование зимнего клуба- Структура зимнего клуба- Температурный, влажностный, газовый режим зимнего клубаЗначение качества кормов для нормальной зимовкиЗимостойкость пчелВозобновление активности пчел к концу зимовкиПрактическое занятие № 7Контрольные вопросыЛитература |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. |