При выводе большого количества маток, когда одна из пасек пчелофермы должна снабжать ими все хозяйство и даже продавать их на сторону, из племенной группы семей выделяют отцовские, материнские семьи и семьи-воспитательницы. В этих условиях применяется усовершенствованная техника вывода маток. Она складывается из следующего цикла работ: получение одновозрастных личинок от материнских семей, подготовка семей-воспитательниц, прививка личинок и передача их на воспитание, проверка личинок на прием, кормление семей-воспитательниц, учет и браковка зрелых маточников, формирование нуклеусов, раздача маточников в нуклеусы и проверка оплодотворенности маток.
Получение одновозрастных личинок от материнских семей
Личинок для вывода маток берут от выделенных на племя сильных, высокопродуктивных семей. Личинки должны быть как можно моложе, не старше одних суток по выходу из яиц; следовательно, надо заранее принять меры к тому, чтобы в материнской семье был подготовлен сот с одновозрастными личинками. К этой работе приступают примерно за 4—5 дней до намеченной передачи личинок на маточное воспитание. Прежде всего подбирают рамку с пустым, правильно отстроенным пчелиным сотом, в котором вывелось 2—3 поколения расплода. Так как в ячейки сота матка откладывает яйца лишь после того, как они будут подготовлены пчелами, рамку с подходящим сотом (с очищенными и отполированными ячейками, но без расплода) берут из гнезда любой здоровой семьи. Подобранный сот помещают в изолятор, который представляет собой как бы футляр, сделанный по размеру гнездовой рамки (рис. 85). Боковые стенки изолятора состоят из разделительной решетки, сквозь которую свободно проходят пчелы, но не может пройти матка. В изолятор с сотом пускают матку и, закрыв его сверху, ставят в середину гнезда семьи. Через трое суток рамку из изолятора вынимают, делают на верхнем бруске пометку и оставляют еще на сутки в гнезде для вывода личинок (изолятор же из улья убирают). На следующий день в соте будут молодые личинки не старше одних суток.
Рис. 85. Однорамочный изолятор из разделительной решетки
для получения одновозрастного расплода.
При промышленном выводе маток, когда прививка личинок ведется ежедневно, используют не менее четырех материнских семей, установив такую очередность зарядки изоляторов, чтобы ежедневно получать от одной из них сот с личинками. В этом случае, отбирая из изолятора сот, вместо него тут же ставят новый, подготовленный для яйцекладки, а рядом с изолятором каждый раз помещают рамку с хорошим сотом для очистки и полировки ячеек к следующей перезарядке. Чтобы систематический отбор рамок с яичками и личинками не ослабил материнские семьи, по мере необходимости подставляют рамки со зрелым (на выходе) расплодом, взятыми от других семей.
Подготовка семьи-воспитательницы
Для выращивания полноценных маток важно, чтобы семья-воспитательница была сильной, с большим количеством молодых пчел и обильными запасами корма. Даже при ранневесеннем выводе маток эта семья должна плотно обсиживать не менее 12 обычных ульевых рамок или занимать два корпуса в многокорпусном улье. Если весной семьи еще недостаточно сильные, то заблаговременно готовят необходимое количество будущих семей-воспитательниц, усиливая их путем передачи зрелого расплода и молодых пчел от других семей пасеки. Будущих семей-воспитательниц еще за неделю до их окончательной подготовки ежедневно подкармливают сахарным сиропом.
Существуют два основных способа подготовки семьи-воспитательницы. Первый основан на создании полного сиротства пчел, для чего из семьи временно удаляют матку и весь открытый расплод, совершенно лишая ее возможности заложить свищевые маточники. 0:тавляют лишь не менее двух рамок запечатанного расплода, что необходимо для поддержания нормального температурного режима. Установлено, что без печатного расплода температура в гнезде колеблется от 24 до 30°, а при его оставлении устойчиво поддерживается на уровне 35°, что и способствует выращиванию полноценных маток. Подобрать соты с одним запечатанным расплодом нелегко, поэтому лучше готовить их заранее. Для этого в будущей семье-воспитательнице, за 9 дней до ее окончательного формирования, подбирают рамки, хорошо заполненные молодым расплодом, и изолируют их от матки, поместив между ними и остальной частью гнезда диафрагму из разделительной решетки. При окончательной подготовке семьи-воспитательницы на таких сотах будет находиться только запечатанный расплод; их оставляют в гнезде, а все остальные рамки с разновозрастным расплодом удаляют. Одновременно с открытым расплодом от семьи берут пчел и создают из них резервный отводок для содержания удаляемой из гнезда матки на то время, пока пчелиная семья будет использоваться как воспитательница. Однако отбирать часть пчел можно только летом, когда семьи станут уже достаточно сильными. Весной же, чтобы не ослаблять семью-воспитательницу, для создания такого резервного отводка берут молодых пчел от другой семьи.
В подготовленной таким образом семье-воспитательнице обязательно должно быть не менее 10 кг меда и обильный запас перги; рамки с печатным расплодом ставят рядом в центре гнезда, чтобы позднее поместить между ними прививочную рамку с племенными личинками; гнездо сокращают до очень плотного обсиживания пчелами всех рамок и утепляют. Через 10—12 час. после удаления матки такая семья готова к принятию личинок на маточное воспитание.
Второй способ подготовки семьи-воспитательницы более прост и отличается от предыдущего тем, что не требует создания полного сиротства пчел: из семьи удаляют только матку, а расплод всех возрастов остается на месте. Однако в этом случае очень важно, чтобы семья была особенно сильной, с возможно большим количеством молодых пчел, то есть была близкой к предроевому состоянию. Кроме того, требуется, чтобы пчелы данной семьи хорошо почувствовали «сиротство», но не успели бы заложить свищевые маточники на собственном расплоде. Иначе они не примут личинок, поставленных им от материнских семей. Установлено, что эти условия будут соблюдены, если давать племенных личинок не раньше и не позже, чем через 5—6 час. после удаления из семьи матки.
Каждый из описанных выше способов подготовки семьи-воспитательницы имеет свои преимущества и недостатки. Первый из них более кропотливый и трудоемкий, но зато гарантирует хорошие результаты: семья пчел любой расы, выдержанная в состоянии полного сиротства (без матки и открытого расплода), как правило, хорошо принимает личинок на воспитание. В случае же вывода маток в семьях среднерусских пчел этому способу надо отдать предпочтение, так как в присутствии открытого расплода среднерусские пчелы мало закладывают маточников на подставленных им личинках. Преимущества второго способа состоят в упрощенной подготовке семьи-воспитательницы и небольших затратах труда. Кроме того, по некоторым данным, семьи-воспитательницы, в гнездах которых оставлен расплод всех возрастов, выводят маток лучшего качества, чем аналогичные семьи, лишенные открытого расплода. Однако достигнуть закладки достаточно большого количества маточников при этом способе удается пока что только в семьях кавказских пчел. Таким образом, первый способ подготовки семьи-воспитательницы дает лучшие результаты по количеству получаемых от семьи маток; при втором же способе достигается лучшее их качество.
В условиях промышленного вывода маток можно применить комбинированный метод, объединяющий в себе преимущества обоих способов. Для этого некоторое количество семей-воспитательниц подготавливают так, чтобы они находились в состоянии полного сиротства, то есть без маток и открытого расплода. Их используют в качестве семей-приемщиц личинок: им дают прививочные рамки на одни сутки только для закладки маточников и первоначального снабжения их кормом. Будучи в состоянии полного сиротства, такие семьи закладывают много зачатков маточников. Затем рамки с зачатками маточников передают в основные семьи-воспитательницы, имеющие открытый расплод, которые в этом случае выращивают, как правило, всех переданных им личинок. Таким образом увеличивается количество выращиваемых личинок и улучшается качество будущих маток. После удаления из семьи-приемщицы зачатков маточников ей через 5—6 час. дают новую партию личинок. Комбинированный метод использования семей-воспитательниц нашел широкое распространение в американских промышленных питомниках.
Если основная очень сильная семья-воспитательница из пчел южной расы находится в состоянии, близком к предроевому (гнездо перенаселено пчелами и имеется большой избыток молодых пчел-кормилиц), то ее используют для непрерывного вывода маток. Сущность данного способа состоит в следующем. Как только на прививочной рамке в основной семье-воспитательнице маточники будут запечатаны, ей передают из семьи-приемщицы новую рамку с зачатками маточников, помещая последнюю через один сот с расплодом от предыдущей прививочной рамки. Это делают регулярно по мере запечатывания маточников. Одновременно следует просматривать рамки с расплодом в семье-воспитательнице; если на них окажутся свищевые маточники, то их все срывают. Вместе с тем строго учитывают сроки пребывания в семье маточников и каждый раз отбирают из гнезда рамку с вполне зрелыми маточниками во избежание выхода маток в гнезде воспитательницы.
Для непрерывного использования семьи-воспитательницы важно, чтобы она не ослабевала, чтобы в ней было очень много молодых пчел-кормилиц. Поэтому воспитательнице регулярно подставляют рамки с разновозрастным, в том числе и самым молодым, расплодом от других семей пасеки. Регулярно также подсиливают и семью-приемщицу личинок, но ей дают только рамки со зрелым (на выходе) расплодом, на которых совершенно не должно быть личинок или яичек.
Чтобы работа по выводу маток была более производительной, в некоторых питомниках применяют новый способ, при котором в семье-воспитательнице остается матка, откладывающая яйца. В этом случае выращивание молодых маток основано уже не на состояния сиротства пчел, а на создании в семье таких условий, которые обычно приводят ее к закладке роевых маточников. При указанном способе подготовка семьи-воспитательницы сводится к тому, что семью максимально усиливают, создавая в ней большой избыток пчел-кормилиц, затем матку изолируют разделительной решеткой, предоставив ей достаточную площадь сотов для откладки яиц. В отделении с маткой сосредоточивают запечатанный расплод, чтобы по мере его выхода освобождались ячейки для откладки яиц; в остальную (большую) часть гнезда собирают преимущественно молодой расплод для привлечения сюда массы пчел-кормилиц, выводящихся в маточном отделении. Чтобы и дальше поддерживать такой возрастной состав расплода, его раз в неделю обменивают между отделениями гнезда, то есть вновь появившийся молодой расплод в маточном отделении и уже созревший в безматочном меняют местами. То отделение гнезда, где нет матки, используют для воспитания маточных личинок, систематически передавая сюда рамки с зачатками маточников, взятыми из семьи-приемщицы. Если в подготовленной таким способом семье постоянно поддерживать соответствующие условия, то ее можно использовать для непрерывного вывода маток в течение всего матковыводного сезона. В частности, для сосредоточения избытка пчел-кормилиц может возникнуть необходимость в добавлении рамок со зрелым расплодом от другой семьи. Американские матководы применяют этот способ в ульях Рута, изолируя матку в нижнем корпусе.
В Краснополянском пчеловодческом питомнике разработали способ использования двухматочных семей-воспитательниц, успешно применяемый для вывода маток в семьях серых горных грузинских пчел. Способ состоит в следующем. Улей-лежак, вмещающий 30 рамок, делят перегородками на три равных отделения с самостоятельными летками, обращенными в одну сторону. В перегородках прорезаны окна шириной 20 см и высотой 10 см, заделанные разделительной решеткой, что позволяет рабочим пчелам свободно переходить из одного отделения в другое. Улей заселяют большим количеством преимущественно молодых пчел, причем плодных маток помещают в обоих крайних отделениях. По мере накопления в этих отделениях расплода его переносят в среднее отделение; в свою очередь, рамки, освободившиеся от расплода, переставляют оттуда в крайние отделения, где в подготовленные пчелами ячейки сотов матки снова откладывают яйца. В результате такого обмена рамок в среднем отделении постоянно находится большинство расплода, что и привлекает сюда из крайних отделений массу молодых пчел-кормилиц. Концентрация молодых пчел в средней части улья и их удаленность от своих маток создают благоприятные условия для закладки маточников, поэтому в среднем отделении такого улья пчелы хорошо выкармливают племенных личинок, поставленных на маточное воспитание. В двухматочной семье-воспитательнице ведется непрерывный вывод маток в течение всего матковыводного сезона. Следует, однако, иметь в виду, что данный метод применим только при использовании кавказских пчел.
Описанные выше усовершенствованные способы подготовки и использования семей-воспитательниц для непрерывного вывода маток следует осваивать на специальных матковыводных пасеках крупных пчеловодческих ферм и пчелосовхозов. На обычных же колхозных и совхозных пасеках, где выводят для себя сравнительно немного маток, можно ограничиться более простыми способами подготовки семей-воспитательниц.
Прививка личинок и передача их на воспитание
Прежде чем приступить к прививке личинок, пчеловод заранее готовит прививочную рамку (рис. 86), для чего в обыкновенной рамке крепят три горизонтальные планки. Одну из них прибивают на расстоянии 3 см от верхнего бруска рамки, а остальные — с промежутком в 7 см. К боковым брускам рамки планки крепят гвоздями так, чтобы они могли свободно поворачиваться. Затем заготавливают патроны — квадратные деревянные брусочки размером 2,5х2,5 см и толщиной около 0,5 см; на одну рамку их требуется 30—40 штук, а в некоторых случаях до 60 (см. ниже). С лицевой стороны каждого патрона делают кончиком ножа маленькое углубление.
Рис. 86. Прививочная рамка для вывода маток.
Для прививки личинок нужна теплая комната; температуру воздуха в ней поддерживают в пределах 25—35°; для увлажнения воздуха пол комнаты сбрызгивают водой, а по стенам развешивают мокрые полотенца. Помещение должно быть светлым и без посторонних запахов Работу по прививке личинок выполняют на чисто вымытом поставленном у окна столе, однако прямые солнечные лучи не должны падать на него.
Существуют следующие два основных способа прививки личинок для вывода маток: 1) прививка без переноса личинок, когда их дают семье-воспитательнице в своих же ячейках; 2) прививка с переносом личинок из ячеек в искусственные восковые «мисочки» Прививка без переноса личинок — способ простой и доступный каждому пчеловоду. Выполняется он так. Подготовив все необходимое, берут из материнской семьи рамку с племенными личинками, осторожно сметают с нее пчел и переносят в закрытом ящике в помещение. Здесь рамку кладут плашмя на стол и нагретым в горячей воде вытертым досуха ножом вырезают полоски сота. Каждая полоска должна состоять из одного ряда целых ячеек. Полоски вырезают из той части сота, преимущественно из середины, где имеется много личинок. Затем каждую полоску кладут боком и с одной стороны (где больше личинок) срезают края ячеек, укорачивая их наполовину, чтобы пчелам было легче превратить ячейку в маточную мисочку. Подготовленную полоску режут поперек на кусочки, содержащие по одной целой ячейке с личинкой. Затем в углубление патрона наносят каплю растопленного воска и приклеивают к нему вырезанную ячейку неукороченной стороной. После этого патрон прикрепляют растопленным воском к планке прививочной рамки (рис. 87). Каждый кусочек сота на патроне осматривают и, если сбоку где-либо в разрезанной ячейке уцелела личинка, ее сбрасывают спичкой, иначе на одном патроне пчелы могут заложить два и даже три маточника.
Рис. 87. Укрепление патронов с кусочками сотов на прививочной планке.
Описанный способ прививки личинок хотя и прост, но имеет существенные недостатки; во-первых, приходится портить соты и уничтожать много личинок; во-вторых, пчелы должны перестраивать пчелиные ячейки в маточные мисочки, в результате чего снижается количество принятых на воспитание личинок. Поэтому упрощенный способ прививки допустим только при выводе небольшого количества маток для собственной пасеки.
При выводе большого количества маток для снабжения ими всех пасек крупной пчеловодческой фермы или продажи другим хозяйствам следует прививать личинок с переносом их в искусственные мисочки, как это делают в специальных матковыводных питомниках.
Маточные мисочки изготавливают с помощью специального шаблона, представляющего собой деревянную палочку с закругленным хорошо отшлифованным концом, имеющим диаметр 8,5—9 мм. Конец шаблона, смоченный водой, погружают в растопленный воск и тут же вынимают; погружение повторяют несколько раз, но каждый раз на меньшую глубину, чем в предыдущий. В результате этого на шаблоне накопится слой застывшего воска, постепенно утолщающийся книзу. Затем макают кончик шаблона в растопленный воск последний раз, и быстро, не дав застынуть образовавшейся капле воска, прикладывают его к патрону. Слегка поворачивая палочку вокруг оси, ее удаляют, и на патроне остается приклеенная к нему восковая мисочка.
При крупных масштабах производства на деревянной планке в ряд укрепляют достаточно большое число шаблонов, наподобие зубьев граблей. Все соединенные таким образом шаблоны погружают в растопленный воск одновременно. В этом случае готовые мисочки снимают с шаблонов пальцами, заготавливая их впрок. По мере необходимости их приклеивают растопленным воском к патронам.
Патроны с мисочками прикрепляют воском к планкам прививочной рамки. Затем прививочную рамку кладут плашмя на стол, повернув планки так, чтобы мисочки были обращены кверху. В каждую мисочку кладут капельку маточного корма из роевого пли свищевого маточника и на этот корм переносят из ячейки личинку, предназначенную для вывода матки. Выполняется это шпателем — особым инструментом из алюминиевой проволоки, конец которой сделан в виде очень маленькой, тщательно отшлифованной лопаточки. Чтобы взять шпателем едва заметную простым глазом личинку, не повредив ее, надо иметь хорошее зрение и известные навыки. Преимущество данного способа заключается в том, что при нем не портят сотов и не уничтожают «лишних» личинок; пчелы гораздо лучше принимают на воспитание личинок в мисочках, чем в вырезанных пчелиных ячейках, и выращивают из них более крупных маток.
Особенно хорошие результаты дает так называемая двойная, или повторная, прививка личинок. Заключается она в том, что личинок, привитых, как обычно, и поставленных в семью-воспитательницу, через 9 час. удаляют из мисочек, а на оставшийся после них корм помещают новых личинок, из которых уже и выводятся матки. При двойной прививке вторая партия личинок сразу же попадает в условия обильного кормления, в результате чего из них вырастают более развитые матки, с гораздо большим количеством яйцевых трубочек и, следовательно, отличающиеся высокой плодовитостью.
Независимо от того, каким способом прививают личинок, всю эту работу надо выполнять как можно быстрее, чтобы личинки находились вне гнезда не более 30—40 мин. Затем прививочную рамку с патронами ставят в переносный ящик, доставляют семье-воспитательнице и помещают в середину гнезда, между рамками с расплодом Семье-воспитательнице среднерусских и грузинских серых горных пчел за один прием можно давать 35—40 личинок, семье-воспитательнице северокавказских желтых (кубанских) пчел — 50—60 личинок.
Проверка личинок на прием
Через один-два дня после постановки личинок в семью-воспитательницу ее осматривают и определяют, сколько их принято пчелами на воспитание. Для этого просматривают мисочки, чтобы убедиться, что в них есть личинки и корм (молочко). Количество принятых личинок отмечают в записях. Если какая-либо из семей-воспитательниц приняла очень мало личинок, то их передают другой такой семье, а этой возвращают матку. После проверки личинок на прием семью больше не осматривают до тех пор, пока маточники не созреют.
Подкормка семьи-воспитательницы
Чтобы семья-воспитательница лучше вскармливала личинок и больше было получено полноценных маток, ее следует подкармливать. Подкормку начинают заранее, за семь дней до передачи личинок на воспитание, и продолжают до запечатывания маточников (всего в течение двенадцати дней): семье-воспитательнице ежедневно вечером дают пол-литра густого сахарного сиропа. В случае внезапного прекращения взятка ежедневную порцию корма необходимо удвоить.
Время отбора зрелых маточников из семьи-воспитательницы
Созревание маточников определяют путем строгого учета их календарного возраста. Ни в коем случае нельзя допускать выхода маток в семье-воспитательнице.
Но нельзя слишком торопиться с отбором маточников, так как в начальной стадии развития куколка очень чувствительна к сотрясениям. Нормальный срок для отбора маточников — тринадцатый день после снесения яйца (десятый день после прививки).
Учет и браковка зрелых маточников и дальнейшее использование семьи-воспитательницы. В день отбора маточников с утра осматривают семью-воспитательницу и определяют число зрелых маточников, чтобы знать, сколько нуклеусов готовить для их размещения.
Хорошие полноценные матки выводятся только из крупных, правильных маточников. Поэтому если будут обнаружены мелкие маточники или неправильно отстроенные — кривые, слишком вытянутые, с «перехватом», — то их уничтожают. Сосчитав оставленные маточники, рамку ставят обратно в семью-воспитательницу. Позднее, когда будут готовы нуклеусы, маточники из семьи-воспитательницы убирают.
Если семья-воспитательница была подготовлена первым способом (с созданием полного сиротства), то для повторного выращивания в ней маток поступают так. Сразу после изъятия из нее зрелых маточников и раздачи их в нуклеусы семью-воспитательницу осматривают, удаляют из нее освободившиеся от расплода рамки и дают новые рамки с запечатанным расплодом из отводка, сформированного при подготовке семьи-воспитательницы (для сохранения ее матки). На следующий день семье-воспитательнице дают новую партию племенных личинок, подготовленных в материнской семье.
Такую семью-воспитательницу обычно используют не больше двух раз подряд и после отбора второй партии зрелых маточников к ней присоединяют резервный отводок с ее же маткой. Многократное использование семьи-воспитательницы допустимо только при выводе маток описанными выше усовершенствованными способами, применяемыми в крупных матковыводных питомниках.
Формирование нуклеусов
В день отбора из семьи-воспитательницы зрелых маточников надо с утра подготовить нуклеусы для их размещения. Нуклеус —это маленькая семейка, в которой молодая матка проходит стадию полового созревания, оплодотворяется и начинает яйцекладку. Нуклеусов готовят несколько меньше, чем имеется маточников, с тем чтобы примерно десятая часть маточников осталась в запасе. Такой запас необходим на случай, если из того или иного маточника не выйдет матка или она окажется калекой.
Каждый нуклеус формируют из трех обыкновенных гнездовых рамок с пчелами, взятых из сильных семей. Две рамки должны быть с расплодом, одна с кормами. Для формирования нуклеусов используют обычные ульи, разгороженные на два-три или даже четыре отделения с летками в разные стороны (рис. 88). В улье-лежаке нуклеус формируют в «кармане», то есть в небольшом отделении, отгороженном рядом с основной семьей.
Рис. 88. Схема трехместного нуклеусного улья.
В матковыводных питомниках применяются специальные нуклеусные улейки на уменьшенную рамку (рис. 89). Для этого удобна вертикальная рамка, равная по размеру половине гнездовой, разрезанной по вертикальной линии. Каждая такая рамка только с одной стороны имеет обычное плечико, а с другой, в гладкой торцовой части верхнего бруска — высверленный канальчик диаметром около 3 мм и глубиной около 20 мм. В него вставляют металлический штырь такой длины, чтобы выступающий его конец служил как бы вторым плечиком рамки. Две такие рамки можно прочно соединить в одну гнездовую, для чего у одной из них штырь удаляют, а в освободившееся отверстие вставляют конец штыря другой рамки и их сдвигают до полного соединения. Внизу боковые планки соприкасающихся рамок скрепляют проволочной скобой. Соединенные рамки ставят в обычную семью для заполнения их кормом и расплодом, а потом разъединяют и используют для заселения нуклеусов, ставя в каждый из них по три такие рамки. Для взаимного обогревания семеек и их лучшего обслуживания нуклеусные улейки с уменьшенной рамкой устраивают многоместными, в виде коллективного улья, разгороженного на 5—8 и даже 10 отделений. Можно устраивать нуклеусы и на обычную магазинную полурамку, для чего к магазину прибивают дно, устраивают крышу и разгораживают перегородками на четыре отделения с летками в разные стороны.
Рис. 89. Маломерный пятиместный нуклеус.
Ульи, разгороженные для формирования нуклеусов, надо тщательно проверять, чтобы в перегородках не было щелей, иначе пчелы, проникшие в соседние отделения, могут убить в них маток. Наиболее удобно изолировать одно отделение от другого фанерной перегородкой. Перегородки должны быть выдвижными, для чего на стенки и дно улья набивают по две тоненькие рейки, а между ними оставляют паз, соответствующий толщине фанерной перегородки. Можно также в стенках улья сделать пропилы глубиной 5—6 мм, в которые войдут края перегородки. Чтобы при осмотре нуклеусов пчелы соседних семеек не смешивались, на гнездо каждой из них кладут отдельный холстик, а сверху него — потолочную дощечку.
Нуклеусы формируют в часы хорошего лёта пчел; эту работу надо закончить в первой половине дня, чтобы к вечеру старые пчелы слетели и в нуклеусах остались одни молодые. Для заселения нуклеуса пчелами подготовленный улей подносят к заранее намеченной сильной семье; в ней отбирают две рамки преимущественно с запечатанным расплодом и переставляют их вместе с пчелами в одно из отделений поднесенного улья. В нуклеус дополнительно стряхивают также пчел еще с двух рамок, учитывая, что часть их слетит (вернется на старое место). Затем в нуклеус ставят третью рамку с медом и пергой. При формировании нуклеусов надо быть особо осторожным, чтобы не унести из основной семьи вместе с пчелами и матку. На каждом нуклеусе мелом ставят порядковый номер и в записях отмечают, от какой семьи он сформирован.
Очень важно, чтобы каждый нуклеус имел какие-либо отличительные признаки (ориентиры), по которым молодая матка, возвращаясь с полета, могла бы безошибочно найти свое жилище. Без этого матки часто путаются и попадают в чужие ульи, где их убивают. Хорошим ориентиром для маток служит раскраска нуклеусов в разные цвета — синий, желтый, голубой, белый. Желательно, чтобы нуклеусы стояли между кустиками разной величины.
Раздача маточников в нуклеусы
К концу дня, когда пчелы в нуклеусе почувствуют сиротство, им дают маточники. Рамку с маточниками переставляют из семьи-воспитательницы в переносный ящик; чтобы избежать охлаждения маточников, по обе стороны прививочной рамки помешают две рамки с пчелами, которые стояли около нее в улье. Затем ящик подносят поочередно к нуклеусам и раздают им по одному маточнику, удаляя с них пчел. При этом записывают, от какой материнской семьи происходит маточник, поставленный в тот или иной нуклеус. Маточник укрепляют на средней рамке, около расплода, чуть пониже верхнего бруска рамки, так чтобы патрон был зажат между сотами, а сам маточник свободно опущен вниз.
Запасные маточники помещают в клеточки. В кормовое отделение каждой клеточки предварительно кладут севший мед, пускают в нее 5—6 молодых пчел и через верхнее отверстие вставляют маточник. Подготовленные таким образом клеточки помещают для обогревания между рамками любой сильной семьи.
Уход за нуклеусами
На следующий день после формирования нуклеусов проверяют их силу. Пчелы должны полностью покрывать весь расплод. Если обнаружено, что в той или иной семейке пчелы слабо покрывают расплод, то ей добавляют пчел из той же семьи, откуда брали их для формирования нуклеуса. Через 2—3 дня после формирования нуклеусов начинается выход маток из маточников. Выходят они не в одно время, поэтому проверяют нуклеусы еще 2—3 раза. Каждую вышедшую матку находят среди пчел и осматривают. Иногда бывает, что матка имеет недоразвитые крылья, поврежденные ножки или другой какой-нибудь недостаток. Такую матку-калеку тут же удаляют из нуклеуса, а взамен ее через 2—3 часа дают маточник или матку из числа оставленных в запасе. Подсаживая в нуклеус запасную неплодную матку, надо соблюдать меры предосторожности, чтобы пчелы ее не убили. Для этого матку помещают на ночь под большой колпачок или дают ее в клеточке. Маточники, из которых не вышли матки, проверяют последний раз на 14-й день после прививки личинок (18-й день после снесения яйца); если к этому времени матки из них не вышли, то маточники удаляют, а вместо них дают вышедших маток из числа запасных.
В безвзяточное время нуклеусы надо тщательно оберегать от воровства, так как маленькие семейки не могут хорошо защищаться от нападающих пчел. Летки нуклеусов сокращают примерно до 1 см.
Пчелы в нуклеусах с началом облета ведут себя беспокойно; постепенно они слетают, присоединяясь к сильным семьям, переходят из одного отделения улья в другое, переполняют одни нуклеусы, тогда как другие пустуют и т. д. Чтобы избежать этого, надо сразу же после выхода матки из маточника (или после принятия пчелами подсаженной матки) в каждую семейку поставить по одной рамке с яйцами и молодыми личинками. Когда в семейке есть открытый расплод, пчелы не покидают своего жилища. Рамка с личинками в нуклеусе служит также для контроля; появление на ней свищевых маточников — это сигнал о гибели матки.
Если в нуклеусах матки еще неплодные, то надо соблюдать меры предосторожности, чтобы не помешать их ориентировочному, а затем и брачному вылету. Нуклеусы с такими матками нельзя осматривать в дневные часы; нежелательно также открывать соседние с ними ульи. Пока матки неплодные, все работы в нуклеусе надо выполнять утром, до 10 час, или же вечером, после 17 час.
Проверка маток на плодность
Известно, что молодая матка в возрасте 7—8 дней вылетает для спаривания с трутнем и через 2—3 дня после этого начинает кладку яиц. Следовательно, через 10—12 дней после выхода из маточников маток надо начинать проверку откладки ими яиц. Не все матки оплодотворяются одновременно, поэтому нуклеусы с неплодными матками просматривают периодически.
Установлено, что при благоприятных условиях погоды 97% всех молодых маток начинает яйцекладку до 15-го дня их пребывания в нуклеусах. Следовательно, при благоприятной погоде держать маток в нуклеусах дольше 16—17 дней нецелесообразно, их надо заменять зрелыми маточниками или неплодными матками из новой партии.
Использование нуклеусов после получения плодных маток
Если на пасеке применяются нуклеусы на полную гнездовую рамку, то при использовании оплодотворившихся маток обычно нет необходимости отбирать их из нуклеусных семеек. Такие семейки либо подсиливают и превращают в самостоятельные новые семьи, либо оставляют для сохранения запасных плодных маток. Для оплодотворения же следующей партии выведенных маток формируют новые нуклеусы.
Если все же возникает необходимость изъять из таких нуклеусов оплодотворившихся маток (например, для продажи или передачи другой пасеке), то освободившейся нуклеусной семейке через 3—6 час. дают новый запечатанный маточник; если таких маточников нет, то нуклеус, из которого взяли матку, присоединяют к соседнему, вынув временную перегородку. При удалении маток можно объединить три или четыре нуклеуса, расположенных в одном улье, оставив одну из маток, в результате чего получится довольно сильная новая семья.
В том случае, когда применяются маломерные нуклеусы (на вертикальную полурамку), оплодотворившихся маток отбирают из нуклеусов, используют по назначению, а нуклеусам дают новую партию маточников (не позже 3—6 час. после удаления плодных маток). При повторном использовании нуклеусов каждый из них надо подсилить одной-двумя рамками зрелого расплода.
Если нуклеусы имеют полные гнездовые рамки, то им просто передают рамки с расплодом из сильных семей. Но если нуклеусы маломерные, то им заранее готовят рамочки с расплодом. Для этого за 18—20 дней до подсиливания нуклеусов в гнезда сильных семей ставят соединенные парами вертикальные уменьшенные рамки, чтобы в них был выращен расплод, после чего их снова разъединяют и ставят в нуклеусы.
Когда в маломерных нуклеусах будет оплодотворена и отобрана последняя партия маток, семейки ликвидируют, объединяя пчел в нормальные семьи. Для этого среди группы многоместных нуклеусных ульев ставят обычный улей с кормовыми рамками, стряхивают в него пчел с нуклеусных рамок и дают матку, накрыв ее колпачком. Рамочки с расплодом скрепляют парами и ставят в середину гнезда сформированной семьи.
Осенью, когда эти рамочки освободятся от расплода, их удаляют. Оставлять в маломерных нуклеусах запасных маток на зиму можно только на юге; для летнего же содержания запасных маток такие нуклеусы пригодны повсеместно.
Планируя количество используемых в хозяйстве нуклеусов, следует иметь в виду, что новых маток, предназначенных для смены старых, обычно не помещают в нуклеусы, так как вместо отобранной старой матки семье чаще дают зрелый маточник.
В книге дана характеристика американского пчеловодства, кратко описана кормовая база, конструкция улья, комплекс методов получения высоких медосборов, опыт США в разрешении вопроса о роении пчёл.
В книге рассматриваются вопросы кормовой базы пчел, лучшие системы ульев, уход за пчелами весной и летом, осенние работы на пасеке, зимовка пчел, болезни и вредители пчел и борьба с ними, организация пасеки.
Вы узнаете: О составе меда и значении его для обмена веществ; О применении меда в здоровом питании; О профилактическом и терапевтическом действии меда. Многочисленные советы по использованию меда помогут справиться с недомоганиями, сбалансировать свой рацион и подружиться с этим чудесным даром природы!
Издание, пересмотренное по двенадцатому французскому изданию, под редакцией В. С. РАЙНОВСКОГО. С 83 рисунками. С приложением таблицы конструкторских чертежей, ульев, рецептов приготовления медовых вин, водки и уксуса и писем к Э. Бертрану Маргариты Меркадье.
Книга посвящена описанию натуральных (нативных) продуктов пчеловодства, а также их целебных и лечебных свойств. В книге приведены практические рекомендации по использованию и правильному хранению пчелопродуктов, народные рецепты для укрепления организма, профилактики и лечения самых распространенных недугов. Все рекомендации и народные рецепты следует использовать только после согласования с лечащим врачом.
Бог создал пчелу во благо человеку, и это удивительное насекомое уже много тысяч лет щедро дарит людям замечательные продукты - мед, воск, маточное молочко, прополис. На страницах этой книги вы найдете рецепты лечения продуктами пчеловодства, а также научно обоснованное описание пчелоужаления - методики лечения с помощью укусов пчел. Самые тяжелые заболевания отступают благодаря этим волшебным средствам. По благословению преосвященнейшего Владимира епископа Почаевского.
Книга в доступной форме рассказывает о химическом составе продуктов медоносной пчелы и их действии на организм человека, о применении их с лечебной целью в народной и научной медицине. Описаны методы лечения медом и продуктами пчеловодства — пчелиным ядом, пергой, маточным молочком, а также пчелиным воском и прополисом. В книге представлены способы определения подлинности меда, его применение в косметологии, противопоказания к применению меда, инструкция по применению пчелоужалений.
Книга может служить пособием при подготовке пчеловодов на курсах, а также практическим руководством для зоотехников, агрономов и других специалистов сельского хозяйства. Много полезного в ней найдут и пчеловоды-любители. Книга предназначается в качестве учебника для подготовки пчеловодов в сельских профессионально-технических училищах. В книге содержится 12 таблиц, 8 цветных таблиц и 119 рисунков.
Предназначен для подготовки массовых кадров пчеловодов в системе профессионально технического образования. Освещаются: биология пчелиной семьи и селекция пчел; кормовая база пчеловодства и опыление с.-х. культур; пчеловодный инвентарь и пасечные постройки; разведение и содержание пчел; болезни пчел, их профилактика и борьба с ними; хранение и переработка продуктов пчеловодства, экономика и организация пчеловодного хозяйства.
Зимовка — самый ответственный период в жизни пчелиной семьи, о котором мы знаем очень мало. По утверждению автора этой книги практически все наши сложившиеся представления о жизни пчел в зимний период ошибочны или нуждаются в пересмотре. Автор предлагает новые оригинальные высокотемпературные способы зимовки нуклеусов и отводков, позволяющие при минимальных затратах корма сохранять зимой пчел и получать весной интенсивное их развитие.
Киев: НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии АН Украины, 1994 год.
Книга содержит сведения о биологии пчел, способах их кормления и размножения и наиболее эффективных методах повышения их медопродуктивности. Освещается опыт содержания пчел в Румынии, странах Западной Европы и США.
Предлагаемый материал представляет собой всесторонне отработанную технологию с элементами "ноу-хау", позволяющую повысит медосбор в 3-7 раз, улучшить условия содержания пчелосемей, уменьшить затраты средств и труда, а в конечном итоге многократно повышает экономический эффект пчеловодства. Технологическая схема включает в себя четыре запатентованных изобретения автора, а также методику эффективного их использования.
Описаны биологические особенности пчелиной семьи, кормовая база, разведение и содержание пчел, племенная работа в пчеловодстве, пчеловодческий инвентарь и оборудование, пасечные сооружения и механизмы, технология получения продуктов пчеловодства, болезни, вредители пчел и борьба с ними. Приведены экономика и организация пчеловодства. Книга хорошо иллюстрирована. Рассчитана на работников пчеловодства. Может быть полезной пчеловодам-любителям.
Поскольку в зонах Украины климатические условия различные, работы на пасеке поданы соответственно до условий центральной за размещением зоны — Лесостепи. Имеется ввиду, что весенние работы в степной зоне начинаются ранее, чем в лесостепной, на 10—15 дней, а в зоне Полесья — на 7—10 дней позже. Наращивание пчел на зиму, а также другие осенние работы в южных областях проводятся позже, а в районах Полесья — раньше.
Рассматриваются биология пчелиной семьи, районированные породы пчел, их особенности по использованию медосборов и опылению энтомофильных сельскохозяйственных культур. Описаны пасечное оборудование и инвентарь, приемы содержания и разведения пчел, производство продукции пчеловодства на промышленной основе. Помещены рекомендации по интенсификации пчеловодства путем его специализации и концентрации, планированию. Даны характеристика продуктов пчеловодства, способы их переработки и хранения, а также способы борьбы с болезнями пчел, защиты их от отравления пестицидами.
Освещены вопросы происхождения, морфологии, анатомии и физиологии медоносной пчелы, приведены закономерности общественного образа жизни пчелиной семьи как целостной биологической единицы. Даны контрольные вопросы и методики проведения лабораторных работ и практических занятий. Для учащихся техникумов по специальности „Пчеловодство".
Автор - пчеловод со стажем более тридцати лет. В настоящее время на его личной пасеке находится 150 пчелиных семей. Ухаживая за пчелами, он ежегодно продает государству от каждой основной семьи по два отводка и получает по 10-15 килограммов товарного меда. Книга знакомит читателя со многими эффективными приемами труда на пасеке. Она будет полезна каждому пчеловоду Северо-Запада нашей страны.
Книга доцента Новосибирского сельскохозяйственного института В. Г. Кашковского "Уход за пчелами в Сибири" - обобщение опыта передовых пчеловодов Сибири и многолетних авторских исследований. Эта технология ухода за пчелами обсуждалась на выездной сессии ВАСХНИЛ и была рекомендована для внедрения на пасеках Алтая, Сибири и Северного Казахстана. При ее применении производительность труда пчеловодов Кемеровской области и Алтайского края возросла в 3 раза, а товарность пасек - в 4 раза.