Кашковский В.Г. - Западно-Сибирское книжное издательство, 1984.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СодержаниеВведениеПчелиная семьяНарушение биологической целостности пчелиной семьи в естественных условиях и ее восстановлениеНарушение биологической целостности пчелосемьи при уходе за пчеламиМатка- Тихая смена матки- Свищевые матки- Роевые матки- Искусственно выведенные матки- Дефекты маток- Определение качества матки- Посадка чужой матки- Условия, влияющие на качество выводимых матокРабочие пчелыТрутниРасплодПоведение пчелПереход пчел от ульевых работ к полевымИнвентарь пчеловода, ульиИнвентарь для пасеки и сроки его службыКлассификация ульевТипы рамокВнутренние размеры ульяДревесина, пригодная для изготовления ульевВесенние работы на пасеке, подготовка к сезонуПодготовка пасечной площадкиПравила обращения с пчеламиВыставка пчел из зимовникаВесенний уход за пчеламиРабота со слабыми семьямиКак бороться с воровством пчелРасширение гнезд в безвзяточное времяИспользование взятка с весенних медоносовЛетние работы, биологические закономерности, выделение воска пчеламиСотообеспеченность пасеки- Как лучше отстраивать соты- Наващивание рамок электричеством- Наващивание рамок ножом- Расширение гнезд искусственной вощинойЕстественное роение: причины- Выход роев- Отрицательное и положительное значения естественного роения- Как собрать рой и посадить его в улей- Уход за роями- Использование роев на медосборе и смена матокИскусственная смена маток и размножение пчелиных семей- Смена маток без нахождения старой матки- Искусственное размножение пчелиных семей- Деление семей на пол-лёта- Деление семей на пол-лёта без нахождения матки- Размножение пчелиных семей сборными отводкамиГлавный взяток: определение начала главного взятка- Кочевка пчел- Упаковка и перевозка пчелиных семей- Работа с пчелами во время главного взятка- Откачивание меда во время главного взяткаОсенние работы: снятие магазинов, корпусов и сборка гнездКорма для зимовки пчелОсеннее скармливание сахараВлияние уксусной кислоты в сахарном сиропе на зимовку и продуктивность пчелиных семейОткачка лишнего меда и сушка рамокЗимовка пчел на медуПлеменная работаПороды пчелМетоды разведенияОрганизация племенной работыВывод племенных трутнейБраковка пчелиных семейДальнейшая племенная работаТехнология производства товарного воскаПереработка воскового сырья на солнечной воскотопкеПереработка воскового сырья прессованиемПереработка воскового сырья на паровой воскотопкеХранение сотов на пасекеЗимнее содержание пчел: Условия, необходимые для хорошей зимовкиПодготовка зимовникаПостановка пчел в зимовникЗимняя подкормка пчелУход за пчелами в зимовникеОказание помощи пчелам при неблагополучной зимовкеЗимовка пчел на волеЗимовка пчел на любительской пасеке, не имеющей зимовникаСбор цветочной пыльцыОсновные работы на пасеке в 200 пчелиных семейЛитература по пчеловодству |
Пчелиная семьяПчелиная семья - это своеобразная живая система, подобная организму, состоящая из гнезда с несколькими сотнями пчел всех возрастов, матки, расплода и трутней (в весенне-летнее время). Взаимная связь всех составных частей пчелиной семьи, их родственное происхождение, общий обмен веществ, обуславливающие индивидуальные качества каждой пчелиной семьи, - все это определяет биологическую целостность семьи. Рассматривая пчелиную семью как своеобразное живое существо, нетрудно понять, что гнездо пчел, каждая пчелиная и трутневая особь, матка и расплод выполняют самостоятельную роль, направленную на сохранение жизни и развитие семьи в целом. Нормальна жизнь и работа пчелиной семьи возможна только при совместной жизни всех перечисленных особей в одном гнезде. Ни матка, ни трутни, ни пчелы, ни тем более расплод в отдельности не могут жить и размножаться. Большая часть жизни каждой особи проходит в семье на сотах гнезда. Гнездо объединяет их в единое целое, создает условия для нормального обмена веществ и поддержания режима нормальной температуры и влажности. Без гнезда матка не может откладывать яйца, без него невозможно вырастить пчел, трутней, матку, невозможно приготовить и сохранить корм. В естественных условиях по состоянию гнезда можно определить возраст семьи. Старое гнездо приводит к тому что нарождаются мелкие пчелы, которые менее долговечны и работоспособны. Со старением гнезда наступает и старость пчелиной семьи. В естественных условиях очень старое гнездо приводит к гибели пчелиной семьи, или слету ее на другую, ближайшую семью. Без гнезда нет пчелиной семьи - есть рой. Но он выходит из гнезда. Рой - это зародыш или другими словами - основа будущей семьи. В пчелиной семье иногда бывает до 100 тыс. пчел, и все они связаны между собой общей формой поведения, которая обусловливается общим обменом веществ через корм, феромоны, звуковые сигналы, через температуру и влажность воздуха в гнезде. Каждый член семьи в определенный момент выполняет только ту работу, которая необходима для нормального функционирования семьи в целом. Возможности пчел к той или иной работе зависят от возраста и их физиологического состояния. Жизнь рабочей пчелы от рождения и до смерти можно разделить на три периода. В первый период жизни пчела работает только внутри улья и называется улье вой пчелой. Этот период длится с рождения и до 10 дней жизни. В первые три дня после рождения она малоподвижна и даже не может взять корм из ячейки, ее с язычка кормят старшие сестры. Такая пчела заползает для отдыха в ячейку и как бы в благодарность за заботу вылизывает ее. Если молодые пчелы не вылижут ячейку, то матка не отложит в нее яйцо. Когда вылизанных ячеек мало, матка ходит по соту в поисках готовой ячейки и часто теряет яйца, которые падают на дно улья. Эти же пчелы все время сидят на расплоде и предохраняют его от охлаждения. На четвертый день пчела первый раз вылетает из улья. Полет длится несколько минут, иногда даже секунд. Она запоминает окраску жилья (улья) и очищает кишечник. С этого времени она вылетает ежедневно, и с каждым разом полеты становятся длиннее и дольше. Во время полетов у пчелы укрепляются мышцы, кроме того, она запоминает окрестности пасеки. С первого вылета пчела сама берет мед из ячеек, хотя по-прежнему не упускает возможности получать корм от других рабочих пчел. Часто и помногу ест пыльцу (особенно до 10-дневного возраста), которую берет из запасов в гнезде. Пыльца необходима ей для развития верхнечелюстных желез (гипофарингеальных). В это время она кормит личинок старшего возраста кашицей мед, разбавленный водой и смешанный с пыльцой, или нектар с пыльцой. Как только ее верхнечелюстные железы начнут функционировать (примерно с 5-го до 10-го дня после рождения), она прекращает выкармливать личинок старшего возраста и принимается за кормление личинок младшего возраста. С этого времени пчела становится кормилицей. Она кормит молочком первые три дня личинок рабочих пчел, трутней и пять дней маточную личинку, которой дает корм с запасом, чтобы она могла питаться во время прядения кокона. Воспитывают личинок пчелы-кормилицы. Для выращивания одной-единственной личинки ухаживающим за ней пчелам приходится заглядывать в ячейку две-три тысячи раз (по мнению некоторых авторов даже до шести тысяч раз и более). Одна пчела-кормилица может выкормить только две-три личинки, однако это не значит, что определенная пчела кормит определенную личинку. Каждую личинку кормят сотни пчел. К концу ульевого периода, приблизительно на 10-й день, пчела летает уже по 10-15 мин и хорошо запоминает за это время место. В дальнейшем ориентировочные полеты она совершает ежедневно, поэтому у нее появляются обязанности, связанные с пребыванием вне улья, то есть наступает второй период ее жизни. В этот период у пчел прекращается выделение молочка и начинается выделение воска, поэтому с 10-12-го дня по 20-й день они строят соты. Кроме того, они принимают от летных пчел нектар и перерабатывают его в мед, уплотняют принесенные и сброшенные в ячейки обножки, поддерживают чистоту в ульях, подбирают на дне мусор, мертвых пчел, трутней, выносят и бросают их по дальше от улья, иногда на расстояние до 100 м; охраняют гнездо, то есть сторожат у летка, и участвуют в регулировании температуры гнезда: когда холодно греют, когда жарко охлаждают. С 20-го дня после рождения наступает третий период жизни рабочей пчелы, она становится сборщицей. Пчела вылетает за взятком, ищет и приносит нектар и пыльцу цветков. В плохую погоду пчелы-сборщицы не вылетают из улья. Ничего не делая, они пережидают непогоду. Связь всех особей семьи осуществляется через маточное вещество, "общественный желудок и общественный мозг". За сутки пчела передает что-либо другим пчелам или получает от них не менее 25 раз. Во время передачи пищи пчелы передают друг другу и маточное вещество, которое выделяет матка верхнечелюстными железами. В общем обмене веществ участвует и пчелиный расплод. Когда пчела дает личинке корм, то облизывает ее, получая феромон, действующий как феромон матки. Маточное вещество и выделения личинок действуют на рабочих пчел как временные стерилизаторы. Пока пчелы получают эти вещества, у них не функционируют яичники. При отсутствии маточного вещества пчелы закладывают маточники и выводят себе новую матку, а при отсутствии еще и расплодного вещества пчелы начинают кормить друг друга молочком, у них начинают функционировать яичники, и они становятся трутовками. Разделение функций между особями (матка только кладет яйца; рабочие пчелы собирают корм, охраняют гнездо и выполняют все воспитательные функции; трутни выполняют функции самцов и участвуют в тепловом балансе семьи) привело к тому, что в пчелиной семье все зависят друг от друга и никто не может жить в одиночку. В процессе естественного отбора у особей выработались признаки, ценные для семьи, но часто смертельные для самой особи. Например, охранница жалит врага и гибнет, так как не может извлечь из кожи врага жало. Она вырывает его вместе с частью внутренностей брюшка и через некоторое время умирает из-за потери крови. Но в теле врага остается один нервный узел, который управляет действием жала, ядовитые железы, связь с которыми не нарушается, и яд накачивается в ранку, продолжая разить врага. Чтобы пчела "жертвовала" собой ради семьи, она лишена страха и боли. Семье, состоящей из 40-100 тыс. пчел, гибель нескольких бесплодных самок не наносит заметного ущерба, и семья продолжает жить. Каждая особь играет определенную роль в обмене веществ, в размножении и формировании наследственности. Например, матка и трутни производят половые клетки-зародыши новых членов семьи. Рабочие пчелы участвуют в формировании наследственности через вырабатываемое ими молочко, идущее на построение питательных веществ яиц, откладываемых маткой, а так же на питание молодых личинок. Опытами А. С. Михайлова, А. Ф. Губина и И. А. Халифмана доказано, что пчелы-кормилицы передают воспитываемому потомству наследственные признаки через молочко. Эти опыты, повторенные В. И. Шиняевой, Н. И. Дубровенко, О. И. Авдеевой, подтвердили первоначальные выводы. А. Н. Мельниченко установил, что пчелы-кормилицы влияют на формирование породы у трутней и маток и что это влияние сказывается во втором и третьем поколениях. И. Вавилов нашел в молочке пчел-кормилиц наследственное вещество ДНК. На XXIII Международном конгрессе по пчеловодству в Москве В. Энгельс (ФРГ) рассказал о своих опытах с мечеными атомами. Он установил, что протеин желтка формируется целиком в организме пчел и что матка получает его в готовом виде. Таким образом, выводы советских ученых были подтверждены открытием В. Энгельса. Пчелиная семья размножается путем роения. При подготовке к роению она закладывает маточники, воспитывает будущую матку - основу семьи. При нарушении биологической целостности семьи роение может не со стояться. Семьи отличаются друг от друга манерой строить соты, количеством собираемого прополиса и выделяемого воска, характером работы на цветках, ройливостью, устойчивостью к болезням, поедаемостью корма во время зимовки. Знание индивидуальных особенностей пчелиных семей необходимо пчеловоду для ведения племенной работы. Например, на пасеке, специализирующейся на опылении сельскохозяйственных культур, племенную работу надо вести с семьями, легко поддающимися дрессировке, так как одни семьи легко дрессируются, другие с трудом, третьи вообще не поддаются дрессировке. Семьи по-разному принимают чужих маток, к одним их можно легко подсадить, к другим почти невозможно. Интересны семейные отличия при подготовке к роению. Есть семьи, которые в этот период прекращают отстраивать соты, но собирают нектар, другие строят соты и собирают нектар, а некоторые не делают ни того, ни другого. Несмотря на то, что в пчелиной семье нет системы кровообращения, которая разносила бы питательные вещества по всему организму, пища все же равномерно и быстро распределяется между членами всей семьи. Это впервые было установлено опытами Ч. Дарвина с крашеным воском и опытами академика Н. М. Кулагина с подкрашенным медом. Позднее английские ученые Риббэндс и Никсон, применяя меченые атомы, подтвердили результаты опыта Н. М. Кулагина.
Вы смотрели страницу - Пчелиная семья Следующая страница - Нарушение биологической целостности пчелиной семьи в естественных условиях и ее восстановление Предыдущая страница - Введение Вернуться к началу страницы Пчелиная семья |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. |