ПЧЕЛИНАЯ АПТЕКА.

Все о медолечении и пчелоужалении. Священник Александр Лазебный

Карта сайта

ПЧЕЛИНАЯ АПТЕКА

Содержание

Введение

ЗНАКОМЬТЕСЬ: НАТУРАЛЬНЫЙ МЕД

Краткая история меда

Рождение меда

Разновидности меда

Кристаллизация меда

Хранение меда

Сорта натурального меда

Целебная пасека

ЛЕКАРСТВО ИЗ УЛЬЯ

Мед

- Сохранение ценных свойств меда

- Брожение меда

- Простейший анализ меда

- Пороки меда

- Оценка натуральности меда

Воск

- Выделение и использование воска пчелами

- Виды воскового сырья

- Переработка воскового сырья на пасеках

Цветочная пыльца

Маточное молочко

Прополис

- Химический состав и свойства прополиса

- Заготовка и хранение прополиса

Пчелиный яд

- Целебные свойства пчелиного яда

- Отвар из мертвых пчел

- Нежелательные ужаления

АПИТЕРАПИЯ — МЕДОЛЕЧЕНИЕ

Принципы народной медицины

Болезни легких и дыхательных путей. Простудные заболевания

Болезни сердца

Глазные болезни

Болезни полости рта

Болезни печени

Болезни мочеполовой системы

Женские болезни

Болезни предстательной железы

Нервные болезни

Болезни кожи. Лечение ожогов и ран

Детские болезни

ЛЕЧЕНИЕ ПРОПОЛИСОМ

Приготовление препаратов прополиса

- Экстрагирование прополиса

Рецепты лечения прополисом

АПИТОКСИНОТЕРАПИЯ — ЛЕЧЕНИЕ ПЧЕЛОУЖАЛЕНИЕМ

Предварительные замечания

Точки на руках, плечевом суставе

Точки на нижних конечностях

Точки на теле

- Дополнительные точки

Использование биологически активных точек (БАТ) при пчелоужалениях

- Бронхиальная астма

- Болезни сердца и сосудов

- Болезни пищеварительной системы

- Нервные и психические болезни

- Болезни суставов и последствия перенесенных травм

- Болезни глаз

- Болезни уха, горла, носа

- Стоматология

- Кожные болезни

- Болезни мочеполовой системы

- Женские болезни

- Алкоголизм. Наркомания

МЕД В КУЛИНАРИИ

Первые блюда

Выпечка

Фрукты и овощи с медом

Салаты

Напитки

ПРИЛОЖЕНИЕ

Объяснение некоторых медицинских терминов


Литература


Краткая история меда

Пчелы — очень древние обитатели нашей планеты, и они всегда играли важную роль в жизни людей.

Древнейший памятник — наскальное изображение охоты человека за медом — найден в Испании недалеко от города Валенсии. Он относится к каменному веку.

У всех древних народов пчелы занимали в жизни особое место в сравнении с другими насекомыми и животными; о них слагали мифы, легенды, сказания, сказки. В Древнем Египте пчелу почитали и изображали на обелисках. Царь Минос, объединив Верхний и Нижний Египет, сделал эмблемой Верхнего Египта цветок лотоса, Нижнего — пчелу. В Древней Индии пчелы были также особо почитаемыми. В народной поэзии можно найти ряд примеров замечательной деятельности пчел.

Дошедшие до нас памятники материальной культуры свидетельствуют, что в конце III и в начале IV тысячелетия до н. э. жители Вавилонского государства успешно занимались пчеловодством.

Учебник пчеловода

 

Учебник пчеловода

Ассирию в I тысячелетии до н. э. называли страной меда и масличного дерева. Ассирийцы покрывали тела умерших воском и погружали их в мед. Они обращались с пчелами очень искусно: им был известен какой-то звуковой «секрет», дававший власть над пчелиным роем. Обладая этим секретом, они могли выгнать пчелиный рой из улья и снова его туда загнать.

Знаменитый римский поэт и пчеловод Вергилий (70-19 гг. до н. э.) также писал, что, играя на цимбалах, можно посадить рой. В научной литературе последних лет отмечалось, что звук частотой 600 Гц от лампового вибратора и громкоговорителя, установленного на расстоянии 60-120 см от улья, заставляет пчел «застывать» на сотах. Однако этот звук очень неприятен пчеловоду.

В Палестине пчеловодство было известно около четырех тысяч лет назад. В Библии неоднократно упоминается о Ханаане — земле с текущими по ней молоком и медом.

В Древней Греции успешно развивалось кочевое пчеловодство: греки отправляли на кораблях ульи с пчелами в районы, где цвели медоносы. На гербе богатого города Эфеса была изображена пчела.

Более двух тысяч лет назад племя урарту — предки современных армян, — а также грузины и другие народы использовали пчел в мирное время для получения меда и воска, а в военное время — для борьбы с иноземными захватчиками, которые часто нападали с Востока. Эти народы умело пользовались пчелами-воинами, от жал которых нередко в панике отступали целые полчища храбрых вооруженных воинов,

Известен такой случай, произошедший в более поздние времена. На небольшом морском судне, вероятно, запорожской «чайке», экипаж которого состоял из 40-50 человек, было несколько ульев из обожженной глины. Капитан судна решил сразиться с преследовавшей его турецкой галерой, на которой численность команды достигала 400-500 человек. В момент атаки ульи были сброшены с мачты судна на галеру, разбились на мелкие куски, и пчелы разлетелись. Турки, не ожидавшие такой необычной атаки, оказались совершенно беззащитными против нападавших на них пчел и стремились только поскорее от них избавиться. Экипаж судна, вооруженный перчатками и лицевыми сетками, бросился на турок с саблями и быстро овладел галерой.

Археологические раскопки, устные предания и летописи повествуют о том, что Русь с седой древности славилась высокоразвитым пчеловодством. Геродот, древнегреческий историк (500 лет до н. э.), писал, что скифы, которые жили на территории нашей страны, вели обширную торговлю медом и воском.

В повествовании св. Нестора Летописца (1056-1114) сказано о широком распространении на Руси пчеловодства. В ту пору мед и воск служили не только для удовлетворения потребностей населения, но были также основными продуктами торговли с Грецией.

В Новгородской летописи (1016) изложены законоположения относительно русского бортевого пчеловодства: за порчу бортевых деревьев или выломку меда взимался большой штраф. В Древнем Новгороде мед считался товаром исключительной важности и служил выражением ценности: его можно было давать в долг за проценты. Кредитные операции с медом назывались тогда «наставом на мед».

Путешественник Галл, посетивший в начале XI в. некоторые западные и южные области Древней Руси (ныне Украины), писал в «Хронике», что «видел в этой земле удивительное множество пчел, пчельников, пасек на степях и бортей в лесах, заметил чрезвычайное обилие меда и воска». В исторических списках товаров, которые шли по волжскому пути «из Булгар в Хорезм», мед занимает видное место. В Киевской Руси ежегодно поздней осенью князь со своей дружиной отправлялся «на полюдье», т. е. собирать дань — мед, воск, меха.

В истории отечественного пчеловодства занимают особое и почетное место монастыри. Медоносная пчела издревле в народе почиталась как неутомимая труженица, освященная особой благодатью. Православный монастырь тоже во многом похож на пчелиную семью. В нем все работают, как пчелы, на общее благо и трудятся не ради наживы. Поэтому в жизни нашей страны православные монастыри всегда играли как большую экономическую, так и просветительскую роль.

В Древней Руси они были форпостами освоения новых земель. Монахи, удаляясь от мирской жизни в лесные пустынные места, чтобы помолиться Богу, основывали там обители. Возле них постепенно возникали поселения. К началу царствования Екатерины II в России насчитывалось более тысячи монастырей. Располагались они, как правило, в живописнейших местах, на истоках малых и больших рек, у лесных озер. Монастыри в окружающих их лесах в широких масштабах вели бортевое пчеловодство, получали много меда и воска и были освобождены от медовых даней. Богатые князья по случаю церковных праздников дарили им бортные леса «и с поземом, и с озеры, и с бобры, и с перевесища», щедро наделяли их из двора своего княжеского воском «на посвет».

Развитие монастырями пчеловодства несло в себе особый смысл. Мед — божественная сладость, полагали, послан людям на землю для их земного счастья. «Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом...», — обещает верующим устами пророка Бог. (Пс. 80; 17.). Восковая свеча — чистое, угодное Богу приношение молящихся. Поэтому почти во всех монастырях имелись пасеки. Так, Афонский монастырь, расположенный неподалеку от Сухуми, имел две пасеки, на которых насчитывалось около тысячи ульев. Монастырские пасеки из 200 семей были даже в северных губерниях — Архангельской, Петербургской, Владимирской. Особенно славился и оказывал сильное влияние на пчеловодство России Соловецкий монастырь.

Хорошо ухоженные монастырские пасеки служили примером для окрестных пчеловодов. Пчеловодство основывалось на полной роевой основе. Выходящие рои получали имена святых: «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Сергий», «Ильин». Мед высочайшего класса использовали «для домашнего употребления». Многие монастыри имели небольшие, но довольно производительные воскобелильные и свечные заводы. Свечной завод знаменитой Троице-Сергиевой лавры готовил в год 800 пудов свечей для себя и 900 пудов на продажу. В мужских и женских монастырях для монастырской братии и паломников в больших количествах варили медовые квасы и сладкие медовые вина.

На заметку

Один русский пуд равен 16 кг.

 

С пчеловодством связаны имена многих святых. Медом диких пчел питался Иоанн Предтеча в пустыне. Имеется икона святителя Иоанна Златоуста с атрибутом пчеловодства — ульем-сапеткой, что дает основание предположить о его причастности к пчеловодству.

23 февраля Церковь чествует память святого Харлампия. Епископ Харлампий жил и проповедовал в г. Магнезия (Малая Азия). Он обращал широкие массы языческого населения в христианство, слыл народным лекарем, используя среди прочих естественных продуктов мед и воск для лечения различных болезней.

В Болгарии в день святого Харлампия христиане не работали. Женщины вставали пораньше, пекли лепешки с изображением крестов и ульев. Лепешки, соты и судочки с медом относили в церковь на торжественную литургию. После литургии на лепешки намазывали освященный мед и раздавали родным и знакомым в честь этого праздника.

В некоторых местах освященный мед хранили за алтарем в течение 40 дней, а затем употребляли как лекарство. В день этого святого совершались противочумные обряды с использованием этого меда. За неделю до праздника св. Харлампия пчеловоды поставляли на рынок мед, медовые соты, воск, восковые свечи. Многие церкви в Болгарии носят имя этого почитаемого покровителя пчеловодства.

В Украине и России заступниками пчеловодства издавна считались святые Зосима и Савватий. Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, затем перешел в Валаамский монастырь, и наконец в 1429 г. морем переезжает на Соловки. В 1436 г. в поисках уединения на Соловки прибывает Зосима, а в 1452 г. община выбирает его игуменом. Зосима и Савватий, по преданию, завозили из Соловков пчел, учили людей пчеловодству. Образа с изображением этих святых встречались на каждом пчельнике. В стихотворении И. Сурикова «Дед Клим» есть строки:

Вот и пчельник деда Клима:

Хата, садик и прудок —

И угодника Зосимы

Над калиткой образок.

 

Между днем святых Зосимы (30 апреля) и Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон. 30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку. Посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него — хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу. Служился молебен святым — Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой. 2-10 октября отмечалась «пчелиная девятина», когда пчеловоды собирались вместе, ели мед, пили медовое, пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.

Этим святым посвящено много народных молитв, пословиц и поговорок: «Милосердный Спас всяку душу спасает, Зосима-Савватий пчелу бережет», «Что у пчелы в соте, то Зосима-Савватий дал», «Пчелы — Божьи угодницы, и на Зосиму-Савватия свой молебен поют», «Зосима-Савватий цветы пчеле растит, в цветок меда наливает», «Ты мед-то ломать ломай, да о Зосиме-Савватии вспоминай!», «Рой роится — Зосима-Савватий веселится», «Без Савватия-Зосимы рой пролетит мимо».

Даже окончание времени жизни на земле Святое Письмо связывает с пчелой. В Апокалипсисе святого апостола Иоанна Богослова, в пророчествах многих святых более поздних времен мы находим в качестве приметы последнего времени гибель пчел. После того как перестанет пчела водиться, наступит и конец человечеству.

Расцветом примитивного пчеловодства (бортничества) считают XVI в. и начало XVII в., когда пчеловоды (бортники) собирали большое количество меда. Бортники с одной только Лебединской дачи («Угожи») в Киевском Полесье получили 24 тыс. пудов меда (порядка 400 тонн), а таких дач тогда насчитывалось не менее тысячи, следовательно, было получено 24 млн. пудов меда. Таким образом, одно бортевое пчеловодство могло доставлять нашим предкам меда и воска на 1 млрд рублей, не говоря о прибыли от домашнего. «Не удивительно, что отечество наше и недавно славилось медом за границею и называлось «медотекущим» (Витвицкий, 1861).

Д. И. Яворницкий в «Истории запорожских казаков» приводит такие интересные свидетельства. Так, «В XVI веке по р. X. современник запорожских козаков описывает богатство их страны в таких чертах: „В этой стране, приднепровских степях, трава растет чрезвычайно высоко и столь густо, что нет возможности ездить на колесах... В лесах и на деревьях множество пчел..."». Впечатляет и приводимый там нее рассказ очевидца о прошлом изобилии благодатного края.

«Приволье такое было, — говорит 116-летний старик Иван Игнатьевич Россолода, — что теперь подобного не сыщешь ни близко, ни далеко. Да что теперь? Теперь так, что волен, да недоволен, а тогда было так, что и волен и всем доволен. ...А пчелы той? А меду? Мед и в пасеках, мед и в зимовниках, мед и в бурдюгах — так и стоит в липовых кадках: сколько хочешь, столько и бери, — больше всего от диких пчел. Дикая пчела везде сидит: и на камышах, и на вербах; где буркун — в буркуне, где трава — в траве; за ней и прохода не было: вырубывают, бывало, дупла, где она сидит».

В XVII в. еще часто встречались деревни и села, население которых занималось только бортничеством. В начале XVIII в. бортничество постепенно приходит в упадок. Оно начинает терять экономическое значение главным образом в связи с усиленной рубкой леса. В результате пчелы лишались богатейшей кормовой базы. Развитие винокуренной, а затем сахарной промышленности также значительно способствовало сокращению бортничества.

Большое влияние на пчеловодство в новых условиях оказал талантливый украинский пчеловод Петр Иванович Прокопович (1775-1850). Он изобрел первый разборный рамочный улей. Это изобретение рационализировало технику пчеловодства, значительно повысило его продуктивность и доходность. Улей Прокоповича избавил пчеловодство от «разбойной» системы, при которой наиболее сильные семьи пчел, собравшие много меда, «закуривались» — уничтожались.

В 1910 г. в Российской империи насчитывалось 5 715 тыс. семей пчел, из которых только пятая часть содержалась в рамочных ульях, и экспортировалось 1 957 450 пудов меда. Воска добывалось 285 тыс. пудов. Увы, очень сильно пострадало пчеловодство в годы Первой и Второй мировой и гражданской войн.

В настоящее время в странах СНГ насчитывается порядка 10-15 млн. пчелиных семей. Точную цифру указать невозможно из-за обилия домашних стационарных пасек. Большая часть пчелосемей — в Украине.

Пчеловодство там, где оно поставлено хорошо и ведется добросовестными людьми, любителями этого дела, приносит огромную пользу здоровью людей.

 

Вы смотрели страницу - Краткая история меда

Следующая страница  - Рождение меда

Предыдущая страница - ЗНАКОМЬТЕСЬ: НАТУРАЛЬНЫЙ МЕД

Вернуться к началу страницы Краткая история меда

 

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

 

ТЕХНИКА АМЕРИКАНСКОГО ПЧЕЛОВОДСТВА

X. Н. АБРИКОСОВ. Кандидат сельскохозяйственных наук.

ТЕХНИКА АМЕРИКАНСКОГО ПЧЕЛОВОДСТВА

В книге дана характеристика американского пчеловодства, кратко описана кормовая база, конструкция улья, комплекс методов получения высоких медосборов, опыт США в разрешении вопроса о роении пчёл.

ОГИЗ - Сельхозгиз, Москва. 1946 г.

 

Организация пасек и уход за пчелами

В.А.Нестерводский

Организация пасек и уход за пчелами

В книге рассматриваются вопросы кормовой базы пчел, лучшие системы ульев, уход за пчелами весной и летом, осенние работы на пасеке, зимовка пчел, болезни и вредители пчел и борьба с ними, организация пасеки.

Издательство "Урожай". 1966 год.

 

Чудо-МЕД - вкусный лекарь

Рената Франк

Чудо-МЕД - вкусный лекарь

Вы узнаете: О составе меда и значении его для обмена веществ; О применении меда в здоровом питании; О профилактическом и терапевтическом действии меда. Многочисленные советы по использованию меда помогут справиться с недомоганиями, сбалансировать свой рацион и подружиться с этим чудесным даром природы!

Перевод с немецкого. Харьков. 2007 год.

 

УЛЬИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПЧЕЛОВОДСТВА

Э. БЕРТРАН

УЛЬИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПЧЕЛОВОДСТВА

Издание, пересмотренное по двенадцатому французскому изданию, под редакцией В. С. РАЙНОВСКОГО. С 83 рисунками. С приложением таблицы конструкторских чертежей, ульев, рецептов приготовления медовых вин, водки и уксуса и писем к Э. Бертрану Маргариты Меркадье.

Издательство „МЫСЛЬ". ЛЕНИНГРАД. 1928 год.

 

Здоровье дарит нам пчела

КОРЖ В.Н.

Здоровье дарит нам пчела

Книга посвящена описанию натуральных (нативных) продуктов пчеловодства, а также их целебных и лечебных свойств. В книге приведены практические рекомендации по использованию и правильному хранению пчелопродуктов, народные рецепты для укрепления организма, профилактики и лечения самых распространенных недугов. Все рекомендации и народные рецепты следует использовать только после согласования с лечащим врачом.

2-е изд. — X.: Вировец А.П. «Апостроф», 2012 год.

 

ПЧЕЛИНАЯ АПТЕКА: Все о медолечении и пчелоужалении

Священник Александр Лазебный.

ПЧЕЛИНАЯ АПТЕКА: Все о медолечении и пчелоужалении

Бог создал пчелу во благо человеку, и это удивительное насекомое уже много тысяч лет щедро дарит людям замечательные продукты - мед, воск, маточное молочко, прополис. На страницах этой книги вы найдете рецепты лечения продуктами пчеловодства, а также научно обоснованное описание пчелоужаления - методики лечения с помощью укусов пчел. Самые тяжелые заболевания отступают благодаря этим волшебным средствам. По благословению преосвященнейшего Владимира епископа Почаевского.

Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006 год.

 

Лечение пчелиным мёдом и ядом

Кузьмина К.А.

Лечение пчелиным мёдом и ядом

Книга в доступной форме рассказывает о химическом составе продуктов медоносной пчелы и их действии на организм человека, о применении их с лечебной целью в народной и научной медицине. Описаны методы лечения медом и продуктами пчеловодства  — пчелиным ядом, пергой, маточным молочком, а также пчелиным воском и прополисом. В книге представлены способы определения подлинности меда, его применение в косметологии, противопоказания к применению меда, инструкция по применению пчелоужалений.

К. О-во «Знание» Украины, 1992 год.

 

Ковалев А.М., Таранов Г.Ф., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Ковалев А.М., Таранов Г.Ф., Нуждин А.С. и др.

Учебник пчеловода

Книга может служить пособием при подготовке пчеловодов на курсах, а также практическим руководством для зоотехников, агрономов и других специалистов сельского хозяйства. Много полезного в ней найдут и пчеловоды-любители. Книга предназначается в качестве учебника для подготовки пчеловодов в сельских профессионально-технических училищах. В книге содержится 12 таблиц, 8 цветных таблиц и 119 рисунков.

Изд. 4-е. М., «Колос», 1970 год.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Ковалев А.М., Таранов Г.Ф., Нуждин А.С. и др.

Учебник пчеловода.

Предназначен для подготовки массовых кадров пчеловодов в системе профессионально технического образования. Освещаются: биология пчелиной семьи и селекция пчел; кормовая база пчеловодства и опыление с.-х. культур; пчеловодный инвентарь и пасечные постройки; разведение и содержание пчел; болезни пчел, их профилактика и борьба с ними; хранение и переработка продуктов пчеловодства, экономика и организация пчеловодного хозяйства.

Изд. 5-е, перераб. и доп. М., «Колос», 1973 год.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена Академии наук Украины, Киев, 1994

Комиссар А.Д.

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

Зимовка — самый ответственный период в жизни пчелиной семьи, о котором мы знаем очень мало. По утверждению автора этой книги практически все наши сложившиеся представления о жизни пчел в зимний период ошибочны или нуждаются в пересмотре. Автор предлагает новые оригинальные высокотемпературные способы зимовки нуклеусов и отводков, позволяющие при минимальных затратах корма сохранять зимой пчел и получать весной интенсивное их развитие.

 Киев: НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии АН Украины, 1994 год.

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Малаю А.

Интенсификация производства меда

Книга содержит сведения о биологии пчел, способах их кормления и размножения и наиболее эффективных методах повышения их медопродуктивности. Освещается опыт содержания пчел в Румынии, странах Западной Европы и США.

М.: Колос, 1979 год.

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

ОЗЕРОВ А.П.

Рациональное двухматочное пчеловождение

Предлагаемый материал представляет собой всесторонне отработанную технологию с элементами "ноу-хау", позволяющую повысит медосбор в 3-7 раз, улучшить условия содержания пчелосемей, уменьшить затраты средств и труда, а в конечном итоге многократно повышает экономический эффект пчеловодства. Технологическая схема включает в себя четыре запатентованных изобретения автора, а также методику эффективного их использования.

Хозрасчетный центр "АТЕX", 1991 г.

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др.

Пчеловодство

Описаны биологические особенности пчелиной семьи, кормовая база, разведение и содержание пчел, племенная работа в пчеловодстве, пчеловодческий инвентарь и оборудование, пасечные сооружения и механизмы, технология получения продуктов пчеловодства, болезни, вредители пчел и борьба с ними. Приведены экономика и организация пчеловодства. Книга хорошо иллюстрирована. Рассчитана на работников пчеловодства. Может быть полезной пчеловодам-любителям.

Издательство «Урожай», 1989 год.

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И.

Календарь пасечника

Поскольку в зонах Украины климатические условия различные, работы на пасеке поданы соответственно до условий центральной за размещением зоны — Лесостепи. Имеется ввиду, что весенние работы в степной зоне начинаются ранее, чем в лесостепной, на 10—15 дней, а в зоне Полесья — на 7—10 дней позже. Наращивание пчел на зиму, а также другие осенние работы в южных областях проводятся позже, а в районах Полесья — раньше.

Издательство «Урожай», 1986 год.

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П.

Пчеловодство

Рассматриваются биология пчелиной семьи, районированные породы пчел, их особенности по использованию медосборов и опылению энтомофильных сельскохозяйственных культур. Описаны пасечное оборудование и инвентарь, приемы содержания и разведения пчел, производство продукции пчеловодства на промышленной основе. Помещены рекомендации по интенсификации пчеловодства путем его специализации и концентрации, планированию. Даны характеристика продуктов пчеловодства, способы их переработки и хранения, а также способы борьбы с болезнями пчел, защиты их от отравления пестицидами.

«Вища школа», 1987 год.

 

Биология медоносной пчелы

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш.

Биология медоносной пчелы

Освещены вопросы происхождения, морфологии, анатомии и физиологии медоносной пчелы, приведены закономерности общественного образа жизни пчелиной семьи как целостной биологической единицы. Даны контрольные вопросы и методики проведения лабораторных работ и практических занятий. Для учащихся техникумов по специальности „Пчеловодство".

М.: Агропромиздат, 1991 год.

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро.

День за днем на пасеке

Автор - пчеловод со стажем более тридцати лет. В настоящее время на его личной пасеке находится 150 пчелиных семей. Ухаживая за пчелами, он ежегодно продает государству от каждой основной семьи по два отводка и получает по 10-15 килограммов товарного меда. Книга знакомит читателя со многими эффективными приемами труда на пасеке. Она будет полезна каждому пчеловоду Северо-Запада нашей страны.

Л.: Лениздат, 1991 год.

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

Кашковский В.Г.

Уход за пчелами в Сибири

Книга доцента Новосибирского сельскохозяйственного института В. Г. Кашковского "Уход за пчелами в Сибири" - обобщение опыта передовых пчеловодов Сибири и многолетних авторских исследований. Эта технология ухода за пчелами обсуждалась на выездной сессии ВАСХНИЛ и была рекомендована для внедрения на пасеках Алтая, Сибири и Северного Казахстана. При ее применении производительность труда пчеловодов Кемеровской области и Алтайского края возросла в 3 раза, а товарность пасек - в 4 раза.

Западно-Сибирское книжное издательство, 1984 год.

 

Учебник пчеловода

 


.        

85d9136f