ПЧЕЛИНАЯ АПТЕКА.

Все о медолечении и пчелоужалении. Священник Александр Лазебный


Карта сайта

ПЧЕЛИНАЯ АПТЕКА

Содержание

Введение

ЗНАКОМЬТЕСЬ: НАТУРАЛЬНЫЙ МЕД

Краткая история меда

Рождение меда

Разновидности меда

Кристаллизация меда

Хранение меда

Сорта натурального меда

Целебная пасека

ЛЕКАРСТВО ИЗ УЛЬЯ

Мед

- Сохранение ценных свойств меда

- Брожение меда

- Простейший анализ меда

- Пороки меда

- Оценка натуральности меда

Воск

- Выделение и использование воска пчелами

- Виды воскового сырья

- Переработка воскового сырья на пасеках

Цветочная пыльца

Маточное молочко

Прополис

- Химический состав и свойства прополиса

- Заготовка и хранение прополиса

Пчелиный яд

- Целебные свойства пчелиного яда

- Отвар из мертвых пчел

- Нежелательные ужаления

АПИТЕРАПИЯ — МЕДОЛЕЧЕНИЕ

Принципы народной медицины

Болезни легких и дыхательных путей. Простудные заболевания

Болезни сердца

Глазные болезни

Болезни полости рта

Болезни печени

Болезни мочеполовой системы

Женские болезни

Болезни предстательной железы

Нервные болезни

Болезни кожи. Лечение ожогов и ран

Детские болезни

ЛЕЧЕНИЕ ПРОПОЛИСОМ

Приготовление препаратов прополиса

- Экстрагирование прополиса

Рецепты лечения прополисом

АПИТОКСИНОТЕРАПИЯ — ЛЕЧЕНИЕ ПЧЕЛОУЖАЛЕНИЕМ

Предварительные замечания

Точки на руках, плечевом суставе

Точки на нижних конечностях

Точки на теле

- Дополнительные точки

Использование биологически активных точек (БАТ) при пчелоужалениях

- Бронхиальная астма

- Болезни сердца и сосудов

- Болезни пищеварительной системы

- Нервные и психические болезни

- Болезни суставов и последствия перенесенных травм

- Болезни глаз

- Болезни уха, горла, носа

- Стоматология

- Кожные болезни

- Болезни мочеполовой системы

- Женские болезни

- Алкоголизм. Наркомания

МЕД В КУЛИНАРИИ

Первые блюда

Выпечка

Фрукты и овощи с медом

Салаты

Напитки

ПРИЛОЖЕНИЕ

Объяснение некоторых медицинских терминов


Литература


Краткая история меда

Пчелы — очень древние обитатели нашей планеты, и они всегда играли важную роль в жизни людей.

Древнейший памятник — наскальное изображение охоты человека за медом — найден в Испании недалеко от города Валенсии. Он относится к каменному веку.

У всех древних народов пчелы занимали в жизни особое место в сравнении с другими насекомыми и животными; о них слагали мифы, легенды, сказания, сказки. В Древнем Египте пчелу почитали и изображали на обелисках. Царь Минос, объединив Верхний и Нижний Египет, сделал эмблемой Верхнего Египта цветок лотоса, Нижнего — пчелу. В Древней Индии пчелы были также особо почитаемыми. В народной поэзии можно найти ряд примеров замечательной деятельности пчел.

Дошедшие до нас памятники материальной культуры свидетельствуют, что в конце III и в начале IV тысячелетия до н. э. жители Вавилонского государства успешно занимались пчеловодством.

Учебник пчеловода

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

Учебник пчеловода

Ассирию в I тысячелетии до н. э. называли страной меда и масличного дерева. Ассирийцы покрывали тела умерших воском и погружали их в мед. Они обращались с пчелами очень искусно: им был известен какой-то звуковой «секрет», дававший власть над пчелиным роем. Обладая этим секретом, они могли выгнать пчелиный рой из улья и снова его туда загнать.

Знаменитый римский поэт и пчеловод Вергилий (70-19 гг. до н. э.) также писал, что, играя на цимбалах, можно посадить рой. В научной литературе последних лет отмечалось, что звук частотой 600 Гц от лампового вибратора и громкоговорителя, установленного на расстоянии 60-120 см от улья, заставляет пчел «застывать» на сотах. Однако этот звук очень неприятен пчеловоду.

В Палестине пчеловодство было известно около четырех тысяч лет назад. В Библии неоднократно упоминается о Ханаане — земле с текущими по ней молоком и медом.

В Древней Греции успешно развивалось кочевое пчеловодство: греки отправляли на кораблях ульи с пчелами в районы, где цвели медоносы. На гербе богатого города Эфеса была изображена пчела.

Более двух тысяч лет назад племя урарту — предки современных армян, — а также грузины и другие народы использовали пчел в мирное время для получения меда и воска, а в военное время — для борьбы с иноземными захватчиками, которые часто нападали с Востока. Эти народы умело пользовались пчелами-воинами, от жал которых нередко в панике отступали целые полчища храбрых вооруженных воинов,

Известен такой случай, произошедший в более поздние времена. На небольшом морском судне, вероятно, запорожской «чайке», экипаж которого состоял из 40-50 человек, было несколько ульев из обожженной глины. Капитан судна решил сразиться с преследовавшей его турецкой галерой, на которой численность команды достигала 400-500 человек. В момент атаки ульи были сброшены с мачты судна на галеру, разбились на мелкие куски, и пчелы разлетелись. Турки, не ожидавшие такой необычной атаки, оказались совершенно беззащитными против нападавших на них пчел и стремились только поскорее от них избавиться. Экипаж судна, вооруженный перчатками и лицевыми сетками, бросился на турок с саблями и быстро овладел галерой.

Археологические раскопки, устные предания и летописи повествуют о том, что Русь с седой древности славилась высокоразвитым пчеловодством. Геродот, древнегреческий историк (500 лет до н. э.), писал, что скифы, которые жили на территории нашей страны, вели обширную торговлю медом и воском.

В повествовании св. Нестора Летописца (1056-1114) сказано о широком распространении на Руси пчеловодства. В ту пору мед и воск служили не только для удовлетворения потребностей населения, но были также основными продуктами торговли с Грецией.

В Новгородской летописи (1016) изложены законоположения относительно русского бортевого пчеловодства: за порчу бортевых деревьев или выломку меда взимался большой штраф. В Древнем Новгороде мед считался товаром исключительной важности и служил выражением ценности: его можно было давать в долг за проценты. Кредитные операции с медом назывались тогда «наставом на мед».

Путешественник Галл, посетивший в начале XI в. некоторые западные и южные области Древней Руси (ныне Украины), писал в «Хронике», что «видел в этой земле удивительное множество пчел, пчельников, пасек на степях и бортей в лесах, заметил чрезвычайное обилие меда и воска». В исторических списках товаров, которые шли по волжскому пути «из Булгар в Хорезм», мед занимает видное место. В Киевской Руси ежегодно поздней осенью князь со своей дружиной отправлялся «на полюдье», т. е. собирать дань — мед, воск, меха.

В истории отечественного пчеловодства занимают особое и почетное место монастыри. Медоносная пчела издревле в народе почиталась как неутомимая труженица, освященная особой благодатью. Православный монастырь тоже во многом похож на пчелиную семью. В нем все работают, как пчелы, на общее благо и трудятся не ради наживы. Поэтому в жизни нашей страны православные монастыри всегда играли как большую экономическую, так и просветительскую роль.

В Древней Руси они были форпостами освоения новых земель. Монахи, удаляясь от мирской жизни в лесные пустынные места, чтобы помолиться Богу, основывали там обители. Возле них постепенно возникали поселения. К началу царствования Екатерины II в России насчитывалось более тысячи монастырей. Располагались они, как правило, в живописнейших местах, на истоках малых и больших рек, у лесных озер. Монастыри в окружающих их лесах в широких масштабах вели бортевое пчеловодство, получали много меда и воска и были освобождены от медовых даней. Богатые князья по случаю церковных праздников дарили им бортные леса «и с поземом, и с озеры, и с бобры, и с перевесища», щедро наделяли их из двора своего княжеского воском «на посвет».

Развитие монастырями пчеловодства несло в себе особый смысл. Мед — божественная сладость, полагали, послан людям на землю для их земного счастья. «Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом...», — обещает верующим устами пророка Бог. (Пс. 80; 17.). Восковая свеча — чистое, угодное Богу приношение молящихся. Поэтому почти во всех монастырях имелись пасеки. Так, Афонский монастырь, расположенный неподалеку от Сухуми, имел две пасеки, на которых насчитывалось около тысячи ульев. Монастырские пасеки из 200 семей были даже в северных губерниях — Архангельской, Петербургской, Владимирской. Особенно славился и оказывал сильное влияние на пчеловодство России Соловецкий монастырь.

Хорошо ухоженные монастырские пасеки служили примером для окрестных пчеловодов. Пчеловодство основывалось на полной роевой основе. Выходящие рои получали имена святых: «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Сергий», «Ильин». Мед высочайшего класса использовали «для домашнего употребления». Многие монастыри имели небольшие, но довольно производительные воскобелильные и свечные заводы. Свечной завод знаменитой Троице-Сергиевой лавры готовил в год 800 пудов свечей для себя и 900 пудов на продажу. В мужских и женских монастырях для монастырской братии и паломников в больших количествах варили медовые квасы и сладкие медовые вина.

На заметку

Один русский пуд равен 16 кг.

 

С пчеловодством связаны имена многих святых. Медом диких пчел питался Иоанн Предтеча в пустыне. Имеется икона святителя Иоанна Златоуста с атрибутом пчеловодства — ульем-сапеткой, что дает основание предположить о его причастности к пчеловодству.

23 февраля Церковь чествует память святого Харлампия. Епископ Харлампий жил и проповедовал в г. Магнезия (Малая Азия). Он обращал широкие массы языческого населения в христианство, слыл народным лекарем, используя среди прочих естественных продуктов мед и воск для лечения различных болезней.

В Болгарии в день святого Харлампия христиане не работали. Женщины вставали пораньше, пекли лепешки с изображением крестов и ульев. Лепешки, соты и судочки с медом относили в церковь на торжественную литургию. После литургии на лепешки намазывали освященный мед и раздавали родным и знакомым в честь этого праздника.

В некоторых местах освященный мед хранили за алтарем в течение 40 дней, а затем употребляли как лекарство. В день этого святого совершались противочумные обряды с использованием этого меда. За неделю до праздника св. Харлампия пчеловоды поставляли на рынок мед, медовые соты, воск, восковые свечи. Многие церкви в Болгарии носят имя этого почитаемого покровителя пчеловодства.

В Украине и России заступниками пчеловодства издавна считались святые Зосима и Савватий. Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, затем перешел в Валаамский монастырь, и наконец в 1429 г. морем переезжает на Соловки. В 1436 г. в поисках уединения на Соловки прибывает Зосима, а в 1452 г. община выбирает его игуменом. Зосима и Савватий, по преданию, завозили из Соловков пчел, учили людей пчеловодству. Образа с изображением этих святых встречались на каждом пчельнике. В стихотворении И. Сурикова «Дед Клим» есть строки:

Вот и пчельник деда Клима:

Хата, садик и прудок —

И угодника Зосимы

Над калиткой образок.

 

Между днем святых Зосимы (30 апреля) и Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон. 30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку. Посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него — хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу. Служился молебен святым — Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой. 2-10 октября отмечалась «пчелиная девятина», когда пчеловоды собирались вместе, ели мед, пили медовое, пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.

Этим святым посвящено много народных молитв, пословиц и поговорок: «Милосердный Спас всяку душу спасает, Зосима-Савватий пчелу бережет», «Что у пчелы в соте, то Зосима-Савватий дал», «Пчелы — Божьи угодницы, и на Зосиму-Савватия свой молебен поют», «Зосима-Савватий цветы пчеле растит, в цветок меда наливает», «Ты мед-то ломать ломай, да о Зосиме-Савватии вспоминай!», «Рой роится — Зосима-Савватий веселится», «Без Савватия-Зосимы рой пролетит мимо».

Даже окончание времени жизни на земле Святое Письмо связывает с пчелой. В Апокалипсисе святого апостола Иоанна Богослова, в пророчествах многих святых более поздних времен мы находим в качестве приметы последнего времени гибель пчел. После того как перестанет пчела водиться, наступит и конец человечеству.

Расцветом примитивного пчеловодства (бортничества) считают XVI в. и начало XVII в., когда пчеловоды (бортники) собирали большое количество меда. Бортники с одной только Лебединской дачи («Угожи») в Киевском Полесье получили 24 тыс. пудов меда (порядка 400 тонн), а таких дач тогда насчитывалось не менее тысячи, следовательно, было получено 24 млн. пудов меда. Таким образом, одно бортевое пчеловодство могло доставлять нашим предкам меда и воска на 1 млрд рублей, не говоря о прибыли от домашнего. «Не удивительно, что отечество наше и недавно славилось медом за границею и называлось «медотекущим» (Витвицкий, 1861).

Д. И. Яворницкий в «Истории запорожских казаков» приводит такие интересные свидетельства. Так, «В XVI веке по р. X. современник запорожских козаков описывает богатство их страны в таких чертах: „В этой стране, приднепровских степях, трава растет чрезвычайно высоко и столь густо, что нет возможности ездить на колесах... В лесах и на деревьях множество пчел..."». Впечатляет и приводимый там нее рассказ очевидца о прошлом изобилии благодатного края.

«Приволье такое было, — говорит 116-летний старик Иван Игнатьевич Россолода, — что теперь подобного не сыщешь ни близко, ни далеко. Да что теперь? Теперь так, что волен, да недоволен, а тогда было так, что и волен и всем доволен. ...А пчелы той? А меду? Мед и в пасеках, мед и в зимовниках, мед и в бурдюгах — так и стоит в липовых кадках: сколько хочешь, столько и бери, — больше всего от диких пчел. Дикая пчела везде сидит: и на камышах, и на вербах; где буркун — в буркуне, где трава — в траве; за ней и прохода не было: вырубывают, бывало, дупла, где она сидит».

В XVII в. еще часто встречались деревни и села, население которых занималось только бортничеством. В начале XVIII в. бортничество постепенно приходит в упадок. Оно начинает терять экономическое значение главным образом в связи с усиленной рубкой леса. В результате пчелы лишались богатейшей кормовой базы. Развитие винокуренной, а затем сахарной промышленности также значительно способствовало сокращению бортничества.

Большое влияние на пчеловодство в новых условиях оказал талантливый украинский пчеловод Петр Иванович Прокопович (1775-1850). Он изобрел первый разборный рамочный улей. Это изобретение рационализировало технику пчеловодства, значительно повысило его продуктивность и доходность. Улей Прокоповича избавил пчеловодство от «разбойной» системы, при которой наиболее сильные семьи пчел, собравшие много меда, «закуривались» — уничтожались.

В 1910 г. в Российской империи насчитывалось 5 715 тыс. семей пчел, из которых только пятая часть содержалась в рамочных ульях, и экспортировалось 1 957 450 пудов меда. Воска добывалось 285 тыс. пудов. Увы, очень сильно пострадало пчеловодство в годы Первой и Второй мировой и гражданской войн.

В настоящее время в странах СНГ насчитывается порядка 10-15 млн. пчелиных семей. Точную цифру указать невозможно из-за обилия домашних стационарных пасек. Большая часть пчелосемей — в Украине.

Пчеловодство там, где оно поставлено хорошо и ведется добросовестными людьми, любителями этого дела, приносит огромную пользу здоровью людей.

 

Вы смотрели страницу - Краткая история меда

Следующая страница  - Рождение меда

Предыдущая страница - ЗНАКОМЬТЕСЬ: НАТУРАЛЬНЫЙ МЕД

Вернуться к началу страницы Краткая история меда

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

ПЧЕЛИНАЯ АПТЕКА: Все о медолечении и пчелоужалении

ПЧЕЛИНАЯ АПТЕКА: Все о медолечении и пчелоужалении

 

Лечение пчелиным мёдом и ядом

Лечение пчелиным мёдом и ядом. Кузьмина К. А.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 


Индекс цитирования.