|
ТЕХНИКА АМЕРИКАНСКОГО ПЧЕЛОВОДСТВА X. Н. АБРИКОСОВ. - М.: ОГИЗ - Сельхозиздат, 1946. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины роения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раньше чем перейти к рассмотрению методов предупреждения роения, необходимо рассмотреть факторы, вызывающие роевое состояние пчелиной семьи. Мнения большинства авторов, писавших по*вопросу о роении, сходятся на том, что причина его—’избыток молодой пчелы при определённых условиях. «Эффект скопления молодой пчелы, — говорит Филлипс, — может быть чрезвычайно усилен многочисленными факторами окружающей среды, которые не всегда бывают налицо и могут считаться способствующими роению, а не вызывающими его». Известно, что иногда пчёлы роятся, даже несмотря на то, что в гнезде вполне достаточно места как для червления матки, так и для всё возрастающего количества молодой пчелы. Следовательно, из.быток молодой пчелы — только сопутствующий роению фактор, а.. не причина его. Важно выяснить, в каком возрасте избыток молодой пчелы при определённых условиях вызывает роение. Задолго до работ Р.еша (1925 и 1927 гг.) по вопросу о распределении функций в пчелиной семье Герстунг в 1891 г. предложил на обсуждение свою теорию «личиночного корма» (молочка). Он подчёркивал ту точку зрения, что пчелиную семью надо рассматривать как одно целое, а не как случайное соединение отдельных особей.- В своём труде Герстунг пишет о семье пчёл как об организме, в котором пчёлы являются органами, выполняющими различные функции. При этом взгляде матка — генеративный орган семьи и роение — акт воспроизведения. Продолжая эту аналогию, можно личиночный корм (молочко) сравнивать с эндокринной секрецией, избыток которой создаёт особые условия в улье, ведущие к подготовке к роению. Предполагается, что когда пчёлы-кормилицы, имеющие железы, выделяющие молочко в активном состоянии, находятся в улье в большем количестве, чем требуется для кормления расплода, то появляется тенденция к закладке маточников. Грубо говоря, можно думать, что избыток молочка даётся некоторым избранным личинкам, чтобы избавиться от него. Эти личинки развиваются в маток, и, когда маточники запечатаны, семья отпускает рой. Работы Тюнина и Перепеловой, проводившиеся независимо от работ Герстунга на Тульской опытной пчеловодной станции (Тюнин—1923 г., Перепелова— 1928 г.), и опыты, проведённые ими, подтверждают теорию Герстунга. При сокращении червления и появлении избыточного количества молодых пчёл-кормилиц закладывались не только маточники, но в семье появлялись анатомические трутовки, что указывает на из-, быточность молочка в такой семье. Тюнин высказывает предположение, что «первопричина, вызывающая проявление роевого инстинкта, находится в жизнедеятельности яичников матки». «У молодых, только-что вышедших маток, — продолжает он, — нормально стадия замедленной деятельности яичников не наступает в летний сезон, вот почему они не склонны к роению, и мы их используем для противороевых методов». Селекцией на неройливость мы, в сущности, выводим маток с яичниками большого объёма и с большим количеством зачатков половых клеток, которые они не успевают израсходовать до главного взятка. Таким образом, предположение Тюнина не только подтверждает, но и дополняет теорию Герстунга. Работы Реша (1925 г.) и Перепеловой (1930 г.) по биологии пчелы имеют прямое отношение к теории «личиночного корма». Согласно их исследованиям, пчёлы в возрасте от 6 до 10 дней и вплоть до 16-дневного возраста кормят молодых личинок, т. е. в этом возрасте молочная железа у них активна, и избыток таких пчёл в улье, по сравнению с потребностью для прокорма молодых личинок, вызывает появление анатомических трутовок, закладку маточников и вместе с этим и роевое состояние. Подтверждение правильности теории Герстунга мы находим у Димутса (1921 г.). «При всех других одинаковых условиях, — говорит он, — тенденция к роению наибольшая в тех местностях, где вследствие климатических условий и наличия корма пчёлы увеличивают количество расплода особенно быстро весной. В любой местности тенденция роиться наибольшая в те годы, когда, вследствие благоприятных условий, семьи пчёл усиливаются весной в кратчайший промежуток времени. Среди пчелиных семей на пчельнике тенденция роиться наибольшая в тех семьях, которые достигают пика своего расплода наиболее быстро. Когда пчелиные семьи весной очень быстро усиливаются, то у них появляется в течение некоторого периода пропорционально большее количество только-что выведенного и вновь выводимого расплода, и они имеют большую склонность к роению»1. Нолан (1925 г.) обследовал еженедельно количество печатного расплода весной 1921- г. в двенадцати семьях и графически изобразил подъём и падение кривой расплода. Морленд (1930 г.) на основании кривых Нолана вычертил теоретическую кривую (рис. 15). На рисунке видно, что кривая расплода семьи А начиная с марта круто поднимается вверх и достигает своего пика D в конце мая или начале июня. Кривая В вывода молодых пчёл (при предположении, что не было никаких случайностей в задержке развития расплода) поднимается параллельно кривой А на 21 день позднее и достигает пика Е на одной высоте с пиком D. Кривая С обозначает число пчёл, достигших критического возраста пчёл-кормилиц, у которых, по Решу, максимум активности наступает на 6—10-й день после вылупления или на 25—30-й день после того, как они сами получали молочко. Очевидно, что кормящих молочком пчёл С в каждый любой момент будет от 4 до 9 раз больше, чем это изображает кривая, так как срок кормления продолжается от четырёх до девяти дней. Рис. 15. Теоретическая кривая развития пчелиной семьи по Морленду. Когда количество расплода увеличивается, то и потребность в пчёлах-кормилицах возрастает, и, кроме того, при интенсивной кладке яиц матка усиленно кормится молочком. В этот период количество молочка, выделяемого железами пчёл-кормилиц, полностью нахо- дит себе применение. Но когда откладка яиц достигает максимума, который определяется плодовитостью матки, емкостью гнездового корпуса или другими какими-либо факторами, то кривая откладки яиц начинает падать, и параллельно с ней, на четыре дня позднее, падает кривая, характеризующая количество молодых личинок, получающих молочко. Количество же вылупляющихся пчел и пчёл, достигших возраста кормилиц, продолжает увеличиваться. В результате в пчелиной семье накопляется избыток молочка, которому нет выхода. Ото ведет к закладке маточников (личинки которых потребуют сравнительно большого количества молочка) и к появлению пчёл-трутовок. Следовательно, теснота о гнезде от избытка молодой пчелы^ не причина роения, а только сопутствующий основной причине— избытку личиночного корма — фактор. Когда количество расплода увеличивается медленно, то семья может иметь такое же количество пчёл при достижении максимальной силы, как и при быстром росте расплода. Однако количество молодых пчёл в любой момент будет у ней пропорционально меньше. 1ак, например, две семьи пчёл к началу взятка могут быть одинаково сильными по количеству пчелы, но различаться по возрастному соотношению их и при прочих одинаковых условиях тенденция к роению будет больше в той семье, которая имеет пропорционально больше молодых пчёл-кормилиц. Влияние формы кривой расплода на тенденцию роения изображено ? Морлендом на прилагаемом рисунке 16, А. Быстрое падение кривой после максимальной кладки яиц вызывает сильную тенденцию к роению, как это видно по избытку пчёл-кормилиц. При постепенном подъеме кривой расплода и затем падении её избыток пчел-кормилиц ощущается не так остро (В), вследствие чего тенденция к роению меньше, как это видно из вертикального расстояния ей. В результате приостановки весной развития расплода в точке а кривой (график 3) получается временный избыток пчёл-кормилиц в точке Ь. Матка начинает усиленно кормиться молочком*, что ведёт к усиленной кладке яиц и к крутому подъёму кривой c — d. Падение кривой пчёл-кормилиц (be) если оно совпадает с пиком кладки (d), ускорит снижение кривой кладки яиц и приведёт к критическому условию — избытку пчёл-кормилиц в соответствии с вертикальным расстоянием fg (сплошная линия — расплод; пунктирная линия — пчёлы-кормилицы). Это условие вызовет тенденцию к роению. При помощи теории Герстунга, графиков Морленда и исследований Реша по распределению функций в улье можно анализировать ,»все явления, связанные ‘с роением; и сделать оценку эффективности противороевых методов. Так, пчелиная семья, которая достигает своей максимальной силы в начале взятка или во время него, имеющая много молодой, только-что выведшейся пчелы, может выслать в поле лишь сравнительно небольшое количество рабочих пчёл, потому что большинство из них ещё не лётные. В этом случае гнездо переполнено пчёлами — кормилицами, которым нехватает личинок для кормления, и поэтому они, праздно сидя на сотах, переполняют гнездо. Это переполнение усиливается ещё поступающим нектаром. С другой стороны, пчеловоды хорошо знают состояние семьи, когда пчёлы слишком поглощены работой по сбору нектара и потому не роятся. Это состояние можно объяснить тем, что взяток наступил в момент, когда кривая расплода пошла на снижение, но некоторое количество молодой пчелы находится в возрасте, когда уже может переключиться на лётную работу. Дело в том, что Реш, говоря о распределении функций в улье, не даёт твёрдых возрастных установок и указывает на известную гибкость их сроков Известно, что пчёлы осеннего вывода могут выкармливать расплод и даже маток следующей весной. Когда в улье мало Рис. 16. Теоретические кривые развития расплода. пчёл, несущих определённые обязанности, то, повиди-мому, пчелы более молодого возраста переключаются на обязанности пчёл более старого возраста. Таким образом, когда нехватает работниц для работ второго возраста, пчёлы-кормилицы постепенно переключаются на работы по хранению медовых запасов или на постройку сотов, между тем как пчёлы второго возраста переключаются на сбор нектара и пыльцы в поле. Таким образом, большая часть рабочих пчёл находится Ене улья, и роевое состояние в семье может или совсем не возникнуть или, если оно уже возникло, то прекратиться, а заложенные маточники могут быть уничтожены. Следовательно, наступление взятка может иметь противоположное влияние на роение пчелиных семей, которые одинаково сильны, но у которых возраст пчёл различен. Этим можно объяснить различное влияние взятка на роение, наблюдаемое в разных районах. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карта сайтаТЕХНИКА АМЕРИКАНСКОГО ПЧЕЛОВОДСТВАСодержаниеПредисловиеЧасть I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЧЕЛОВОДСТВА В СШАУсловия, влияющие на медосбор. Повышение медосборов с продвижением с юга на северКормовая базаХарактеристика пчеловодных районовВлияние породы пчёл на медосборыУльиЗначение рассадников маток и пакетных пчёл для повышения медосборовТехника современной пчелобойной системыЧасть II. КОМПЛЕКС МЕТОДОВ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКИХ МЕДОСБОРОВСильные пчелиные семьиМолодые плодовитые маткиЗначение селекции в пчеловодствеЗначение селекции трутнейТехника вывода матокНуклеусыЛучшее время для смены матокСмена матокЗначение корма при наращивании пчёл осеньюЗначение пыльцы для развития расплодаЗначение тепла при осеннем содержании пчелиных семейСнабжение пчёл водойРасположение кормовых запасов на зимуЧасть III. ЗИМОВКАБиология зимнего пчелиного клубаЗначение перги для развития расплода во время зимовки пчёлЗаменители и дополнители пыльцыУловители пыльцыОбщие выводы по вопросу зимовки пчёл на основании новейшей американской литературыЧасть IV. АКТИВНЫЙ СЕЗОН ПЧЁЛУтепление ульев с пчёлами веснойОбъём гнезда и постановка надставок (магазинов)Часть V. Контролирование роенияПричины роенияМетоды, предупреждающие роениеСпециальные меры предупреждения роенияДвухматочная система пчеловодстваВыводыЛитература |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вы смотрели страницу - ТЕХНИКА АМЕРИКАНСКОГО ПЧЕЛОВОДСТВА Следующая страница - Содержание Предыдущая страница - Литература по пчеловодству Вернуться к началу страницы ТЕХНИКА АМЕРИКАНСКОГО ПЧЕЛОВОДСТВА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. |