Уход за пчелами в Сибири

Кашковский В.Г. - Западно-Сибирское книжное издательство, 1984.

 

Уход за пчелами в Сибири

Содержание

Введение

Пчелиная семья

Нарушение биологической целостности пчелиной семьи в естественных условиях и ее восстановление

Нарушение биологической целостности пчелосемьи при уходе за пчелами

Матка

- Тихая смена матки

- Свищевые матки

- Роевые матки

- Искусственно выведенные матки

- Дефекты маток

- Определение качества матки

- Посадка чужой матки

- Условия, влияющие на качество выводимых маток

Рабочие пчелы

Трутни

Расплод

Поведение пчел

Переход пчел от ульевых работ к полевым

Инвентарь пчеловода, ульи

Классификация ульев

Типы рамок

Внутренние размеры улья

Древесина, пригодная для изготовления ульев

Весенние работы на пасеке, подготовка к сезону

Подготовка пасечной площадки

Правила обращения с пчелами

Выставка пчел из зимовника

Весенний уход за пчелами

Работа со слабыми семьями

Как бороться с воровством пчел

Расширение гнезд в безвзяточное время

Использование взятка с весенних медоносов

Летние работы, биологические закономерности, выделение воска пчелами

Сотообеспеченность пасеки

- Как лучше отстраивать соты

- Наващивание рамок электричеством

- Наващивание рамок ножом

- Расширение гнезд искусственной вощиной

Естественное роение: причины

- Выход роев

- Отрицательное и положительное значения естественного роения

- Как собрать рой и посадить его в улей

- Уход за роями

- Использование роев на медосборе и смена маток

Искусственная смена маток и размножение пчелиных семей

- Смена маток без нахождения старой матки

- Искусственное размножение пчелиных семей

- Деление семей на пол-лёта

- Деление семей на пол-лёта без нахождения матки

- Размножение пчелиных семей сборными отводками

Главный взяток: определение начала главного взятка

- Кочевка пчел

- Упаковка и перевозка пчелиных семей

- Работа с пчелами во время главного взятка

- Откачивание меда во время главного взятка

Осенние работы: снятие магазинов, корпусов и сборка гнезд

Корма для зимовки пчел

Осеннее скармливание сахара

Влияние уксусной кислоты в сахарном сиропе на зимовку и продуктивность пчелиных семей

Откачка лишнего меда и сушка рамок

Зимовка пчел на меду

Племенная работа

Породы пчел

Методы разведения

Организация племенной работы

Вывод племенных трутней

Браковка пчелиных семей

Дальнейшая племенная работа

Технология производства товарного воска

Переработка воскового сырья на солнечной воскотопке

Переработка воскового сырья прессованием

Переработка воскового сырья на паровой воскотопке

Хранение сотов на насеке

Зимнее содержание пчел: Условия, необходимые для хорошей зимовки

Подготовка зимовника

Постановка пчел в зимовник

Зимняя подкормка пчел

Уход за пчелами в зимовнике

Оказание помощи пчелам при неблагополучной зимовке

Зимовка пчел на воле

Зимовка пчел на любительской пасеке, не имеющей зимовника

Сбор цветочной пыльцы

Основные работы на пасеке в 200 пчелиных семей

Литература по пчеловодству

Пчелиная семья

Пчелиная семья - это своеобразная живая система, подобная организму, состоящая из гнезда с несколькими сотнями пчел всех возрастов, матки, расплода и трутней (в весенне-летнее время). Взаимная связь всех составных частей пчелиной семьи, их родственное происхождение, общий обмен веществ, обуславливающие индивидуальные качества каждой пчелиной семьи, - все это определяет биологическую целостность семьи.

Рассматривая пчелиную семью как своеобразное живое существо, нетрудно понять, что гнездо пчел, каждая пчелиная и трутневая особь, матка и расплод выполняют самостоятельную роль, направленную на сохранение жизни и развитие семьи в целом. Нормальна жизнь и работа пчелиной семьи возможна только при совместной жизни всех перечисленных особей в одном гнезде. Ни матка, ни трутни, ни пчелы, ни тем более расплод в отдельности не могут жить и размножаться.

Большая часть жизни каждой особи проходит в семье на сотах гнезда. Гнездо объединяет их в единое целое, создает условия для нормального обмена веществ и поддержания режима нормальной температуры и влажности. Без гнезда матка не может откладывать яйца, без него невозможно вырастить пчел, трутней, матку, невозможно приготовить и сохранить корм.

В естественных условиях по состоянию гнезда можно определить возраст семьи. Старое гнездо приводит к тому что нарождаются мелкие пчелы, которые менее долговечны и работоспособны. Со старением гнезда наступает и старость пчелиной семьи. В естественных условиях очень старое гнездо приводит к гибели пчелиной семьи, или слету ее на другую, ближайшую семью. Без гнезда нет пчелиной семьи - есть рой. Но он выходит из гнезда. Рой - это зародыш или другими словами - основа будущей семьи.

В пчелиной семье иногда бывает до 100 тыс. пчел, и все они связаны между собой общей формой поведения, которая обусловливается общим обменом веществ через корм, феромоны, звуковые сигналы, через температуру и влажность воздуха в гнезде. Каждый член семьи в определенный момент выполняет только ту работу, которая необходима для нормального функционирования семьи в целом. Возможности пчел к той или иной работе зависят от возраста и их физиологического состояния.

Жизнь рабочей пчелы от рождения и до смерти можно разделить на три периода. В первый период жизни пчела работает только внутри улья и называется улье вой пчелой. Этот период длится с рождения и до 10 дней жизни. В первые три дня после рождения она малоподвижна и даже не может взять корм из ячейки, ее с язычка кормят старшие сестры.

Такая пчела заползает для отдыха в ячейку и как бы в благодарность за заботу вылизывает ее. Если молодые пчелы не вылижут ячейку, то матка не отложит в нее яйцо. Когда вылизанных ячеек мало, матка ходит по соту в поисках готовой ячейки и часто теряет яйца, которые падают на дно улья. Эти же пчелы все время сидят на расплоде и предохраняют его от охлаждения.

На четвертый день пчела первый раз вылетает из улья. Полет длится несколько минут, иногда даже секунд. Она запоминает окраску жилья (улья) и очищает кишечник. С этого времени она вылетает ежедневно, и с каждым разом полеты становятся длиннее и дольше. Во время полетов у пчелы укрепляются мышцы, кроме того, она запоминает окрестности пасеки.

С первого вылета пчела сама берет мед из ячеек, хотя попрежнему не упускает возможности получать корм от других рабочих пчел. Часто и помногу ест пыльцу (особенно до 10-дневного возраста), которую берет из запасов в гнезде. Пыльца необходима ей для развития верхнечелюстных желез (гипофарингеальных). В это время она кормит личинок старшего возраста кашицей мед, разбавленный водой и смешанный с пыльцой, или нектар с пыльцой.

Как только ее верхнечелюстные железы начнут функционировать (примерно с 5-го до 10-го дня после рождения), она прекращает выкармливать личинок старшего возраста и принимается за кормление личинок младшего возраста. С этого времени пчела становится кормилицей.

Она кормит молочком первые три дня личинок рабочих пчел, трутней и пять дней маточную личинку, которой дает корм с запасом, чтобы она могла питаться во время прядения кокона. Воспитывают личинок пчелы-кормилицы.

Для выращивания одной единственной личинки ухаживающим за ней пчелам приходится заглядывать в ячейку две-три тысячи раз (по мнению некоторых авторов даже до шести тысяч раз и более). Одна пчела-кормилица может выкормить только две-три личинки, однако это не значит, что определенная пчела кормит определенную личинку. Каждую личинку кормят сотни пчел.

К концу ульевого периода, приблизительно на 10-й день, пчела летает уже по 10-15 мин и хорошо запоминает за это время место. В дальнейшем ориентировочные полеты она совершает ежедневно, поэтому у нее появляются обязанности, связанные с пребыванием вне улья, то есть наступает второй период ее жизни. В этот период у пчел прекращается выделение молочка и начинается выделение воска, поэтому с 1012-го дня по 20-й день они строят соты.

Кроме того, они принимают от летных пчел нектар и перерабатывают его в мед, уплотняют принесенные и сброшенные в ячейки обножки, поддерживают чистоту в ульях, подбирают на дне мусор, мертвых пчел, трутней, выносят и бросают их подальше от улья, иногда на расстояние до 100 м; охраняют гнездо, то есть сторожат у летка, и участвуют в регулировании температуры гнезда: когда холодно - греют, когда жарко - охлаждают.

С 20-го дня после рождения наступает третий период жизни рабочей пчелы, она становится сборщицей. Пчела вылетает за взятком, ищет и приносит нектар и пыльцу цветков. В плохую погоду пчелы-сборщицы не вылетают из улья. Ничего не делая, они пережидают непогоду. Связь всех особей семьи осуществляется через маточное вещество, "общественный желудок и общественный мозг".

За сутки пчела передает что-либо другим пчелам или получает от них не менее 25 раз. Во время передачи пищи пчелы передают друг другу и маточное вещество, которое выделяет матка верхнечелюстными железами. В общем обмене веществ участвует и пчелиный расплод. Когда пчела дает личинке корм, то облизывает ее, получая феромон, действующий как феромон матки.

Маточное вещество и выделения личинок действуют на рабочих пчел как временные стерилизаторы. Пока пчелы получают эти вещества, у них не функционируют яичники. При отсутствии маточного вещества пчелы закладывают маточники и выводят себе новую матку, а при отсутствии еще и расплодного вещества пчелы начинают кормить друг друга молочком, у них начинают функционировать яичники, и они становятся трутовками.

Разделение функций между особями (матка только кладет яйца; рабочие пчелы собирают корм, охраняют гнездо и выполняют все воспитательные функции; трутни выполняют функции самцов и участвуют в тепловом балансе семьи) привело к тому, что в пчелиной семье все зависят друг от друга и никто не может жить в одиночку.

В процессе естественного отбора у особей выработались признаки, ценные для семьи, но часто смертельные для самой особи. Например, охранница жалит врага и гибнет, так как не может извлечь из кожи врага жало. Она вырывает его вместе с частью внутренностей брюшка и через некоторое время умирает из-за потери крови. Но в теле врага остается один нервный узел, который управляет действием жала, ядовитые железы, связь с которыми не нарушается, и яд накачивается в ранку, продолжая разить врага.

Чтобы пчела "жертвовала" собой ради семьи, она лишена страха и боли. Семье, состоящей из 40-100 тыс. пчел, гибель нескольких бесплодных самок не наносит заметного ущерба, и семья продолжает жить.

Каждая особь играет определенную роль в обмене веществ, в размножении и формировании наследственности. Например, матка и трутни производят половые клетки - зародыши новых членов семьи. Рабочие пчелы участвуют в формировании наследственности через вырабатываемое ими молочко, идущее на построение питательных веществ яиц, откладываемых маткой, а так же на питание молодых личинок.

Опытами А. С. Михайлова, А. Ф. Губина и И. А. Халифмана доказано, что пчелы-кормилицы передают воспитываемому потомству наследственные признаки через молочко. Эти опыты, повторенные В. И. Шиняевой, Н. И. Дубровенко, О. И. Авдеевой, подтвердили первоначальные выводы. А. Н. Мельниченко установил, что пчелы-кормилицы влияют на формирование породы у трутней и маток и что это влияние сказывается во втором и третьем поколениях.

И. Вавилов нашел в молочке пчел-кормилиц наследственное вещество ДНК. На XXIII Международном конгрессе по пчеловодству в Москве В. Энгельс (ФРГ) рассказал о своих опытах с мечеными атомами. Он установил, что протеин желтка формируется целиком в организме пчел и что матка получает его в готовом виде.

Таким образом, выводы советских ученых были подтверждены открытием В. Энгельса. Пчелиная семья размножается путем роения. При подготовке к роению она закладывает маточники, воспитывает будущую матку - основу семьи. При нарушении биологической целостности семьи роение может не состояться.

Семьи отличаются друг от друга манерой строить соты, количеством собираемого прополиса и выделяемого воска, характером работы на цветках, ройливостью, устойчивостью к болезням, поедаемостью корма во время зимовки. Знание индивидуальных особенностей пчелиных семей необходимо пчеловоду для ведения племенной работы.

Например, на пасеке, специализирующейся на опылении сельскохозяйственных культур, племенную работу надо вести с семьями, легко поддающимися дрессировке, так как одни семьи легко дрессируются, другие с трудом, третьи вообще не поддаются дрессировке.

Семьи по разному принимают чужих маток, к одним их можно легко подсадить, к другим почти невозможно. Интересны семейные отличия при подготовке к роению. Есть семьи, которые в этот период прекращают отстраивать соты, но собирают нектар, другие строят соты и собирают нектар, а некоторые не делают ни то го, ни другого.

Несмотря на то, что в пчелиной семье нет системы кровообращения, которая разносила бы питательные вещества по всему организму, пища все же равномерно и быстро распределяется между членами всей семьи. Это впервые было установлено опытами Ч. Дарвина с крашеным воском и опытами академика Н. М. Кулагина с подкрашенным медом.

Позднее английские ученые Риббэндс и Никсон, применяя меченые атомы, подтвердили результаты опыта Н. М. Кулагина.

Учебник пчеловода

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

Учебник пчеловода

Вы смотрели страницу - Пчелиная семья

Следующая страница  - Нарушение биологической целостности пчелиной семьи в естественных условиях и ее восстановление

Предыдущая страница - Введение

 

Вернуться к началу страницы Пчелиная семья

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 

 


Индекс цитирования.