Биология медоносной пчелы

Учебники для техникумов. Зоотехния. М., ВО «Агропромиздат», 1991.

 

Карта сайта

Биология медоносной пчелы

Предисловие

Введение

Систематическое положение медоносной пчелы

История развития научных знаний о пчеле

РАЗДЕЛ I.

МОРФОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 1.

Внешнее строение

Головной отдел

Грудной отдел

Брюшной отдел

- Яд пчелы

Наружные покровы

- Кутикула

Лабораторная работа № 1

Контрольные вопросы

Глава 2.

Органы движения

Ножки

- Функции ножек

- Формирование обножки

Крылья

Лабораторная работа № 2

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ II.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Глава 3.

Пищеварительная система

Органы пищеварения

- Отделы пищеварительного канала

- Железы, принимающие участие в процессах пищеварения

Корма, переработка кормов, пищеварение

- Корма. Их химический состав и влияние на пчелиную семью

- Пищеварение

Лабораторная работа № 3

Контрольные вопросы

Глава 4

Кровеносная и выделительная системы

Кровеносная система

- Строение и работа сердца

- Циркуляция гемолимфы

- Местные пульсирующие органы

- Гемолимфа

Выделительная система

Лабораторная работа №4

Контрольные вопросы

Глава 5.

Дыхательная система

Строение дыхательной системы

Процесс дыхания

Лабораторная работа № 5

Контрольные вопросы

Глава 6.

Органы размножения

Половая система трутня

Сперматогенез

Половая система матки

Половая система рабочей пчелы

Оогенез

Оплодотворение яиц и откладка их маткой

Процесс спаривания

Лабораторная работа №6

Контрольные вопросы

Глава 7.

Рост и развитие особей пчелиной семьи

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

- Стадия личинки

- Стадия предкуколки

- Стадия куколки

- Стадия имаго

- Обмен веществ в постэмбриональный период

Особенности развития матки

Особенности развития трутня

Лабораторная работа №7

Контрольные вопросы

Глава 8.

Нервная система

Строение нервной системы

Рефлекторная деятельность пчел

- Рефлексы

- Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел

Лабораторная работа № 8

Контрольные вопросы

Глава 9.

Органы чувств

Органы зрения

- Сложные глаза

- Простые глаза

- Восприятие пчелой предметов

Органы хеморецепции

- Органы обоняния

- Органы вкуса

- Органы восприятия температуры, влажности и СО2

Органы механорецепции

- Органы осязания

- Органы слуха

Ориентирование пчел в пространстве

Лабораторная работа № 9

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ III.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Глава 10.

Происхождение общественного образа жизни у пчел

Контрольные вопросы

Глава 11.

Семья пчел и ее гнездо

Состав пчелиной семьи

- Матка

- Рабочие пчелы

- Трутни

Гнездо пчел

Практическое занятие № 1

Контрольные вопросы

Глава 12.

Формы взаимосвязей в пчелиной семье

Феромоны

Пищевые контакты

Сигнальные движения

Ориентирование по аромату нектара, запахам

Разделение труда

Практическое занятие № 2

Контрольные вопросы

Глава 13.

Микроклимат в гнезде пчел

Температурный режим

Влажность воздуха

Контрольные вопросы

Глава 14.

Восковыделение. Строительная деятельность пчел

Восковыделительные железы

Строительство сотов

Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел

- Восковыделение и медосбор

- Восковыделение и сила семьи

- Восковыделение и выращивание расплода

- Влияние матки на выделение воска

- Зависимость восковыделения от наличия свободного пространства в гнезде

- Затраты кормов на выделение воска

Старение сотов

Лабораторная работа № 10

Практическое занятие № 3

Контрольные вопросы

Глава 15.

Рост пчелиной семьи

I период - смена перезимовавших пчел

II период - период интенсивного роста

III период - накопление молодых пчел

Практическое занятие № 4

Контрольные вопросы

Глава 16.

Использование медосбора. Опыление растений пчелами

Летная деятельность пчел

Отыскивание источников корма. Мобилизация пчел на его сбор

Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара

Факторы, влияющие на продуктивность семьи

- Сила семьи

- Возрастной состав семьи

- Матка и расплод

- Пустые соты. Уровень вентиляции гнезда

- Размещение пчелиных семей на период медосбора

- Роение

Опыление сельскохозяйственных культур

- Роль пчел в опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур

- Приспособления в цветковых растениях для перекрестного опыления

- Взаимосвязь между ритмикой выделения растениями нектара и пыльцы и временем посещения их насекомыми

Медоносная пчела и окружающая среда

Практическое занятие № 5

Контрольные вопросы

Глава 17.

Роение

Признаки подготовки семьи к роению

Выход роя

Факторы, влияющие на появление роевого состояния

Практическое занятие № 6

Контрольные вопросы

Глава 18.

Зимовка пчел

Подготовка пчел к зимовке

Физиологические особенности пчел, идущих в зиму

Формирование зимнего клуба

- Структура зимнего клуба

- Температурный, влажностный, газовый режим зимнего клуба

Значение качества кормов для нормальной зимовки

Зимостойкость пчел

Возобновление активности пчел к концу зимовки

Практическое занятие № 7

Контрольные вопросы

Литература

Лабораторная работа № 1

Цель работы. Ознакомиться с оборудованием по препарированию и анатомированию пчел, с устройством бинокулярного и биологического микроскопов (МБС и МБИ). Изучить внешнее строение рабочей пчелы, матки и трутня (строение головы, усиков и ротового аппарата).

Необходимое оборудование и материалы. Настольные лампы, микроскопы МБС-1 и МБИ-1, эмалированные и восковые ванночки, пинцеты, препаровальные иглы, энтомологические булавки, предметные и покровные стекла, вода, салфетки, таблицы, макет пчелы, зафиксированные в 70%-ном растворе спирта матки, рабочие пчелы и трутни.

Методика проведения работы. Преподаватель показывает основное лабораторное оборудование и рассказывает о его назначении. Затем учащиеся знакомятся с инструкцией пользования микроскопами (МБС и МБИ).

Далее учащиеся приступают к выполнению второй части лабораторной работы. Зафиксированных в 70%-ном растворе этилового спирта пчел, маток и трутней раскладывают на предметном стекле (по одному экземпляру) и, пользуясь микроскопом МБС-1, рассматривают при 16-кратном увеличении их строение. Можно использовать и живых пчел, которых фиксируют, обваривая крутым кипятком или подвергая воздействию паров серного эфира, чтобы они выбросили хоботок. Обращается внимание, что тело пчелы состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. На головном отделе рассматривают порядок размещения ротового аппарата, усиков, простых и сложных глаз, а на грудном - крыльев и ножек. Далее рассматривают маток и трутней, отмечая отличия. Данные наблюдений заносят в рабочую тетрадь.

Далее с помощью пинцета отделяют головы у всех особей, рассматривают их под микроскопом. Зарисовывают внешнее строение головы. Сравнивают форму головы матки, трутня и пчелы, расположение простых и сложных глаз. Выполняют рисунки и делают необходимые обозначения к ним.

Затем пинцетом вычленяют ротовые части всех особей. Для этого голову помещают в каплю воды на предметное стекло затылочным отверстием вверх и под микроскопом при 16-кратном увеличении вычленяют хоботок. Пинцетом, находящимся в левой руке, слегка надавливают на затылочную сторону головы пчелы, чтобы обнаружить места прикрепления основания ротового аппарата к голове. Препаровальной иглой, взятой в правую руку, проводят несколько раз по месту сочленения хоботка с головой и отделяют его. Отпрепарированный хоботок помещают в каплю глицерина и накрывают покровным стеклом. Так же поступают с хоботками маток и трутней.

Под микроскопом рассматривают строение хоботков всех особей, измеряют их длину с помощью окуляр-микрометра под увеличением X 20.

В рабочие тетради заносят данные о длине хоботка, а в альбоме делают рисунки и пояснения к ним.

Далее переходят к отделению от головы оставшихся ротовых частей - мандибул и верхней губы. Рассматривают их под микроскопом, отмечают разницу в строении этих органов у рабочих пчел, маток и трутней. Делают рисунки, данные наблюдений заносят в тетрадь.

Наконец, следует выделить пинцетом из сочленованной ямки усик пчелы, трутня и матки, положить на предметное стекло, рассмотреть под микроскопом при 32-кратном увеличении. Обращают внимание на разницу в строении. Зарисовывают усики трутня, рабочей пчелы и матки, делают соответствующие обозначения.
 

Учебник пчеловода

Новая конструкция улья разрешает получать мед “из крана” и не беспокоить пчел

 

Учебник пчеловода

Вы смотрели страницу - Лабораторная работа № 1.

Следующая страница  - Контрольные вопросы

Предыдущая страница - Кутикула

Вернуться к началу страницы Лабораторная работа № 1.
 

 

Учебник пчеловода

 

Литература по пчеловодству

Ковалев А.М., Нуждин А.С. и др. Учебник пчеловода. Изд. 4-е. — М.:"Колос", 1970.

Учебник пчеловода. Изд. 4-е.

 

Ковалев А.М., Нуждин А.С., Полтев В.И., Таранов Г.Ф.. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп. Уч-к для сельск. проф.-техн. училищ. М., «Колос», 1973.

Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. и доп.

 

Комиссар А.Д. Высокотемпературная зимовка медоносных пчел, НПП "Лаборатория биотехнологий", Институт зоологии им. И.И.Шмальгаузена  Академии наук Украины, Киев, 1994

Высокотемпературная зимовка медоносных пчел

 

Малаю А. Интенсификация производства меда. — М.: Колос, 1979.

Интенсификация производства меда

 

Озеров А.П. Рациональное двухматочное пчеловождение. К.: Фирма "Валка", 1991.

Рациональное двухматочное пчеловождение

 

Черкасова А.И., Блонская В.Н., Губа П.А. и др. Пчеловодство. К.: "Урожай", 1989. (укр.)

Черкасова А.И. и др. Пчеловодство

 

Черкасова А.И. Календарь пасечника. Киев, «Урожай», 1986. (укр.)

Черкасова А.И. Календарь пасечника

 

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство. Киев. "Вища школа", 1987. (укр.)

Мегедь О.Г., Полищук В.П. Пчеловодство

 

В.И.Лебедев, Н.Г.Билаш. Биология медоносной пчелы

 

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

В.П.Цебро. День за днем на пасеке

 

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

В.Г.Кашковский. Уход за пчелами в Сибири

 

 


Индекс цитирования.